г. Тюмень |
|
21 декабря 2012 г. |
Дело N А46-12019/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Григорьева Д.В.
Тамашакина С.Н.
при ведении протокола помощником судьи Петренко О.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области на постановление от 21.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу N А46-12019/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ-7" (644105, г. Омск, ул. 22 Партсъезда, д. 51 А, ИНН 5503109606, ОГРН 1075503004609) к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании незаконным бездействия.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ-7" - Жур А.А. по доверенности от 12.12.2012;
от филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области - Жилинская О.И. по доверенности от 02.03.2012 N 55/2012-03, Дрофа А.С. по доверенности от 02.03.2012 N 55/2012-07, Юшкевич И.В. по доверенности от 02.03.2012 N 55/2012-07;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Аверина А.Д. по доверенности от 21.12.2012.
С у д у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ-7" (далее - ООО "ЗЖБИ-7", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просило:
- признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, кадастровая палата, заинтересованное лицо), выразившееся в неисключении с 01.01.2012 из государственного кадастра недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 в размере 49 505 214,40 руб., и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 299,52 руб./кв. м;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области устранить допущенное нарушение прав ООО "ЗЖБИ-7" путем исключения из государственного кадастра недвижимости с 01.01.2012 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 в размере 49 505 214,40 руб., и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 299,52 руб./кв. м;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области устранить допущенное нарушение прав общества путем указания для целей налогообложения с 01.01.2012 нормативной цены земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 в размере 4 638 447,20 руб.
Решением от 10.07.2012 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 21.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда от 10.07.2012 отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "ЗЖБИ-7".
Апелляционный суд признал незаконным бездействие ФГБУ "ФКП Росреестра", выразившееся в неисключении с 01.01.2012 из государственного кадастра недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 в размере 49 505 214,40 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 299, 52 руб./кв. м., обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" устранить допущенное нарушение прав ООО "ЗЖБИ-7" путем исключения из государственного кадастра недвижимости с 01.01.2012 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 в размере 49 505 214,40 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 299, 52 руб./кв. м, обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" устранить допущенное нарушение прав ООО "ЗЖБИ-7" путем указания для целей налогообложения с 01.01.2012 нормативной цены земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 в размере 4 638 447,20 руб.
С ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу ООО "ЗЖБИ-7" взысканы судебные расходы в размере 3 000 руб., ООО "ЗЖБИ-7" возвращено из федерального бюджета 4 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 22.03.2012 N 36 и 1 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 24.07.2012 N 122.
Кадастровая палата обратилась с кассационной жалобой, в которой просит постановление от 21.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "ЗЖБИ-7".
По мнению заявителя жалобы, выводы суда апелляционной инстанции основаны на ошибочном понимании процедуры ведения государственного кадастра недвижимости, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Судом неправильно применены положения пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), в соответствии с которой оснований для изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2012 у заинтересованного лица отсутствовали. Апелляционный суд не применил положения об основаниях и порядке уплаты земельного налога, установленные главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление Пленума N 54). Заявителем из Управления Росреестра по Омской области, являющимся органом, уполномоченным на определение нормативной цены стоимости земельного участка, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли", получены сведения о нормативной цене земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 (письмо от 16.06.2012 N 52/17309). Указанные сведения являются основанием для определения налоговой базы для уплаты земельного налога. Следовательно, фактически права ООО "ЗЖБИ-7" не нарушены.
Также судом апелляционной инстанции не применены пункт 2 статьи 1, статья 4, пункт 2 статьи 7 Закона о кадастре. При этом статьей 7 установлен исчерпывающий перечень сведений, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости. Нормативная цена земли в государственном кадастре недвижимости не отражается, а сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка не должны приводить к неопределенности кадастровой стоимости для целей исчисления земельного налога. Указание судом апелляционной инстанции на исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка без указания сведений, подлежащих внесению или восстановлению взамен исключенных приведет фактически к отсутствию в государственном кадастре недвижимости такой характеристики земельного участка как его кадастровая стоимость, что является нарушением принципа непрерывности внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, сведения о кадастровой стоимости для целей налогообложения направляются в налоговые органы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", согласно которому в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимости представляется справка, содержащая сведения об установлении или изменении кадастровой стоимости земельных участков с указанием кадастровых номеров, площади и адреса этих земельных участков. При этом сведения о нормативной цене земельного участка в принципе не передаются органом кадастрового учета в налоговые органы.
ООО "ЗЖБИ-7" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить постановление апелляционного суда без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Управление Росреестра по Омской области в отзыве просит кассационную жалобу удовлетворить, полагая, что законодательством на орган кадастрового учета не возлагается обязанность по исключению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в случае принятия нормативного акта, утвердившего новые результаты государственной кадастровой оценки, объектом которой не выступил земельный участок заявителя. Кроме того, если заявитель не согласен с размером кадастровой стоимости, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, то он имеет право обратиться за изменением этой экономической характеристики принадлежащего ему земельного участка на рыночную стоимость в порядке статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В судебном заседании представители заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "ЗЖБИ-7" просил в удовлетворении жалобы отказать, считая постановление суда апелляционной инстанции законным и восстанавливающим права заявителя в сфере исчисления земельного налога.
Проверив в соответствии со статьями 286-288 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ЗЖБИ-7" является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060, площадью 38 095 кв. м, почтовый адрес ориентира: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, дом 51 А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55АА N 125443 от 25.06.2010.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка по состоянию на 16.02.2012 государственный кадастр недвижимости (далее также - ГКН) содержит следующие характеристики земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060: кадастровая стоимость: 49 505 214, 40 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 1 299,52 руб./кв. м. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 16.11.2009 на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление Правительства Омской области N 174-п).
С 01.01.2012 постановление Правительства Омской области N 174-п утратило силу в связи с вступлением в законную силу с 01.01.2012 приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области" (далее - Приказ от 26.09.2011 N 36-п). Сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 данный нормативный правовой акт не содержит.
ООО "ЗЖБИ-7" обратилось в суд с заявлением по настоящему делу, полагая, что постановление Правительства Омской области N 174-п утратило силу и для земельного участка заявителя отсутствует утвержденная кадастровая стоимость и утвержденный средний удельный показатель, в связи с чем орган кадастрового учета обязан был с 01.01.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости означенные экономические характеристики и указать для целей налогообложения нормативную цену земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь статьей 4, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, частью 2 статьи 1, частью 3 статьи 1, пунктом 1 статьи 3, статьей 4, подпунктами 11, 14 пункта 2 статьи 7 Закона о кадастре, исходя из установленных фактических обстоятельств, применяя пункт 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222), пришел к выводу о том, что у органа кадастрового учета имеется прямая обязанность внести сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа власти, однако в данном случае предусмотренные законом основания для внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка отсутствовали. Признание утратившим силу постановления Правительства Омской области N 174-п не является основанием для исключения сведений о кадастровой стоимости земельного участка или для перерасчета кадастровой стоимости органом кадастрового учета. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о нормативной цене земельного участка действующим законодательством не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что правовое регулирование отношений, возникающих в случае, если в отношении ранее учтенного в ГКН земельного участка при вновь производимой оценке не будет определена его кадастровая стоимость, отсутствует. Исходя из этого суд апелляционной инстанции счел, что отсутствие такого регулирования не должно повлечь ухудшение положения собственника имущества по сравнению с иными лицами при схожих обстоятельствах. На основании установленных по делу обстоятельств суд пришел к выводу, что вследствие факта непроведения оценки земельного участка заявителя его кадастровая стоимость осталась на прежнем уровне, в то время как кадастровая стоимость иных земельных участков значительно снизилась, что является свидетельством ухудшения положения общества как собственника земельного участка, поскольку возлагает на него обязанность уплачивать земельный налог в большем размере, чем если бы кадастровая оценка земельного участка была произведена должным образом.
Кром этого, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для существования в качестве действительных в ГКН сведений о земельном участке общества, утвержденных на основании постановления Правительства Омской области N 174-п. Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.04.2011 N 15932/10 изложена позиция, согласно которой положения регионального нормативного правового акта, утвердившего результаты кадастровой оценки земель, но утратившего законную силу, не могут применяться в качестве основания определения кадастровой стоимости земельного участка. С учетом названной позиции постановление Правительства Омской области N 174-п не является нормативным актом, на основании которого определяется кадастровая стоимость земельного участка заявителя. Такие сведения о кадастровой стоимости земельного участка общества, содержащиеся после 01.01.2012 в ГКН, являются неактуальными и их наличие противоречит принципам, закрепленным в части 1 статьи 4 Закона о кадастре. На основании подпункта 11 пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 16, пункта 3 статьи 16 Закона о кадастре, статьи 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" суд апелляционной инстанции усмотрел, что в случае утраты силы нормативным актом, устанавливавшим кадастровую стоимость земельных участков, и принятия иного нормативного акта, утвердившего новые значения кадастровой стоимости, орган кадастрового учета на основании акта органа государственной власти обязан провести кадастровый учет изменений характеристик объекта. Применительно к рассматриваемым отношениям усматривается изменение сведений о кадастровой стоимости - предыдущая кадастровая стоимость является неактуальной по причине утраты силы нормативным актом, утвердившим ее, а новая кадастровая стоимость не определена.
Таким образом, апелляционный суд пришел к выводу, что у кадастровой палаты возникла обязанность с 01.01.2012 произвести кадастровый учет изменений сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, то есть исключить из ГКН указанные сведения.
Суд апелляционной инстанции также исходил из ошибочности вывода суда первой инстанции об отсутствии процедуры внесения в ГКН сведений о нормативной цене земельного участка, поскольку общество не заявляло материально-правового требования о внесении нормативной цены земельного участка в ГКН, а просило обязать кадастровую палату указывать для целей налогообложения с 01.01.2012 нормативную цену спорного земельного участка.
При этом суд апелляционной инстанции установил, что обязанность указания нормативной цены земли вытекает из положений части 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", части 4 статьи 85 НК РФ, подпункта "в" пункта 18 постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", части 10 статьи 85 НК РФ, статьи 5 Соглашения N ММВ-27-11/9/37, заключенного 03.09.2010 между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой "О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы", которым предусмотрено, что сведения передаются Росреестром по форме, утвержденной ФНС России. Приказом ФНС России от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11" утверждены формы предоставления в налоговые органы сведений, указанных в части 4 статьи 85 НК РФ, утвержденные формы указаны в Приложении N 1 к данному приказу, в листе А формы N КНД1114235 указываются сведения о земельном участке, при этом в графе под номером 1.10 указывается кадастровая стоимость земельного участка либо делается отметка о том, что кадастровая стоимость не определена, а в графе 1.13 указывается нормативная цена земли при ее наличии. Только при соблюдении данного порядка нормативная цена земли может применяться для целей налогообложения. Наличие в государственном кадастре недвижимости утратившей силу кадастровой стоимости означает, что данные о ней будут предоставлены в налоговый орган, а налоговый орган, в свою очередь, будет применять эти данные для расчета земельного налога. Поскольку для спорного участка на 2012 год определена нормативная цена земли, которую можно применять для целей налогообложения при условии отсутствия утвержденной кадастровой стоимости, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заинтересованное лицо обязано предоставлять налоговым органам сведения о нормативной цене земельного участка ООО "ЗЖБИ-7".
Суд кассационной инстанции полагает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении спора не было принято во внимание следующее.
В соответствии со статьей 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Любое лицо, обращающееся в суд, свободно в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Необходимым условием применения того или иного способа защиты является обеспечение восстановления нарушенного права. В противном случае право на заявленный иск или требование в рамках данного конкретного дела у лица отсутствует.
ООО "ЗЖБИ-7" обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае выводы суда апелляционной инстанции об ухудшении правового положения общества, и, как следствие, о нарушении его прав, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.
Заявитель связывает нарушение прав с обязанностью исчислять земельный налог исходя из указанной в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из установленных судами обстоятельств и материалов дела, в ГКН содержатся сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00000:1060 (кадастровый паспорт от 16.02.2012), равной 49 505 214,40 руб., при этом в графе 16 кадастрового паспорта в соответствии с требованиями подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Закона о кадастре указано, что кадастровая стоимость рассчитана в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 и постановлением Правительства Омской области N 174-п.
Вместе с тем постановлением Правительства Омской области N 174-п с 01.01.2012 утратило свою силу (пункты 2, 3 Приказа от 26.09.2011 N 36-п).
Следовательно, указанные в кадастре сведения также утратили свою актуальность с той же даты. Поскольку при вновь произведенной оценке кадастровая стоимость земельного участка не была определена, следует исходить из того, что с 01.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка не установлена.
Несмотря на данное обстоятельство, из заявления общества не следует наличие у него заинтересованности в определении и указании в ГКН кадастровой стоимости земельного участка для восполнения допущенного при новой кадастровой оценке пробела, что поставило бы общество в равное положение со всеми правообладателями земельных участков, кадастровая оценка которых произведена.
Таким образом, в данном случае решение об исключении из ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка, утратившей свою силу, не приведет к тому, что в отношении общества как правообладателя земельного участка будет устранен допущенный при кадастровой оценке пробел. Такое решение не направлено на восстановление прав заявителя, нарушенных при проведении кадастровой оценки и определении кадастровой стоимости земель в соответствии с земельным законодательством.
В то же время факт того, что кадастровая стоимость земельного участка не установлена с 01.01.2012, не нарушает прав общества как плательщика земельного налога и в этом отношении не свидетельствует об ухудшении его правового положения по сравнению с другими налогоплательщиками.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Постановления Пленума N 54, если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судами следует руководствоваться положениями статьи 65 ЗК РФ и пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Нормативная цена земельного участка, которую просило указывать общество, составляет 4 638 447,20 руб., что значительно меньше его кадастровой стоимости. В связи с этим положение общества как плательщика земельного налога не могло ухудшиться по сравнению с другими налогоплательщиками, определяющими налоговую базу по земельному налогу исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Вместе с тем на нарушение своих прав действием либо бездействием заинтересованного лица по факту непредоставления сведений о нормативной цене земли ООО "ЗЖБИ-7" не ссылалось.
Таким образом, правовой пробел в сфере исчисления земельного налога при неустановленной кадастровой стоимости земельного участка отсутствует. Невозможность получения сведений о нормативной цене земли не являлась основанием заявленных требований, не установлена судами. При этом заявитель не просил восполнить пробел, допущенный при проведенной кадастровой оценке.
Поскольку права ООО "ЗЖБИ-7" не нарушены, отсутствовали основания для удовлетворения его требований.
Кроме того, изменение статуса сведений о кадастровой стоимости (утрата ими актуальности) Закон о кадастре не рассматривает как основание для изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Подпунктами 11, 14 пункта 2 статьи 7 Закона о кадастре предусмотрено, что в ГКН вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости: о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом о кадастре документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10-17 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Пункт 3.1 этой же статьи предусматривает, что кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ 2 Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Часть 1 статьи 16 Закона о кадастре предусматривает, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Суд кассационной инстанции исходит из того, что изменения количественной характеристики не произошло, так как новая кадастровая стоимость не утверждена, а произошло изменение статуса сведений, указанных в ГКН.
В соответствии с пунктом 10 Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. В этом случае действия кадастровой палаты по внесению сведений в ГКН носят технический характер, кадастровая стоимость считается определенной нормативно-правовым актом органа исполнительной власти, а утратившие силу нормативно-правовые акты не подлежат применению.
Кроме того, даже в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в ГКН сведения сохраняются, если иное не установлено Законом о кадастре (пункт 7 статьи 4 Закона о кадастре).
Поскольку у заинтересованного лица отсутствовала установленная законом обязанность по исключению сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060, права заявителя оспариваемым бездействием не нарушены, оснований для удовлетворения требований общества у суда апелляционной инстанции не имелось. С учетом изложенного постановление апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 21.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-12019/2012 отменить, оставить в силе решение от 10.06.2012 Арбитражного суда Омской области по этому же делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 10 Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. В этом случае действия кадастровой палаты по внесению сведений в ГКН носят технический характер, кадастровая стоимость считается определенной нормативно-правовым актом органа исполнительной власти, а утратившие силу нормативно-правовые акты не подлежат применению.
Кроме того, даже в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в ГКН сведения сохраняются, если иное не установлено Законом о кадастре (пункт 7 статьи 4 Закона о кадастре).
Поскольку у заинтересованного лица отсутствовала установленная законом обязанность по исключению сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060, права заявителя оспариваемым бездействием не нарушены, оснований для удовлетворения требований общества у суда апелляционной инстанции не имелось. С учетом изложенного постановление апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 декабря 2012 г. N Ф04-6312/12 по делу N А46-12019/2012
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4102/13
18.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4102/13
22.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4102/13
21.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6312/12
21.09.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6935/12
01.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6935/12
10.07.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-12019/12