г. Тюмень |
|
15 января 2013 г. |
Дело N А45-17382/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Григорьева Д.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Бердска Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.08.2012 (судья Емельянова Г.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 (судьи Жданова Л.И., Бородулина И.И., Скачкова О.А.) по делу N А45-17382/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лесное" (630088, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Петухова, 67, ИНН 5403330924, ОГРН 1115476092082) к администрации города Бердска Новосибирской области (633010, Новосибирская обл., г. Бердск, ул. Горького, 9, ИНН 5445113914, ОГРН 1025404731109) об оспаривании бездействия.
В заседании принял участие представитель администрации города Бердска Новосибирской области Штылев А.Ю. по доверенности N 65/01-01-21 от 17.05.2012.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лесное" (далее - ООО "Лесное", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия администрации города Бердска Новосибирской области (далее - Администрация) по не предоставлению ООО "Лесное" градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010197:0004; об обязании администрации города Бердска Новосибирской области предоставить ООО "Лесное" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 54:32:010197:0004.
Заявленные требования мотивированы тем, что непредоставление градостроительного плана земельного участка нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку, указанный земельный участок приобретался с целью его застройки и извлечения прибыли, со ссылкой на статьи 44, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьи 4, 27, 197-199, 201 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.08.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012, заявленные требования удовлетворены полностью.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований ООО "Лесное" о признании незаконными бездействия Администрации по непредставлению ООО "Лесное" градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010197:0004.
По ее мнению, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда являются незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель указывает, что ООО "Лесное" было отказано в выдаче градостроительного плана по причине того, что земельный участок расположен в пяти территориальных зонах согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки г. Бердска.
Администрация полагает, что судами не приняты во внимание требования приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении Формы градостроительного плана земельного участка", которым предусмотрено указание информации о разрешенном использовании земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
Заявитель считает, что судом не дана оценка тому факту, что вопрос о внесении изменений в карту градостроительного зонирования был рассмотрен 13.03.2012 на заседании комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки.
Администрация отмечает, что заявителем не были предоставлены все необходимые документы для подготовки градостроительного плана, о чем ООО "Лесное" было проинформировано письмом от 13.02.2012 N 125-03/1209.
По мнению заявителя, судами проигнорированы положения статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, с Администрации незаконно взыскана в пользу ООО "Лесное" государственная пошлина в размере 2000 рублей за рассмотрение дела в суде.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Лесное" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Администрации в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ООО "Лесное" является собственником земельного участка с кадастровым номером 54:32:010197:0004, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.10.2011 N 54 АД 457873.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием для проектирования и строительства малоэтажной жилой застройки из земель населенных пунктов, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 11.01.2012 N 54/201/12-641.
Общество 07.03.2012 повторно обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана данного земельного участка.
Администрация письмом от 04.04.2012 N 314-03/12-11 сообщила, что градостроительный план подготовить не представляется возможным, поскольку земельный участок находится в пяти территориальных зонах, и градостроительный план будет разработан по повторной заявке после утверждения внесения изменений в карту градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки города Бердска.
Указывая, что непредоставление градостроительного плана земельного участка нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности и является незаконным, ООО "Лесное" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из того, что основания оспариваемого отказа не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ООО "Лесное".
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2 статьи 44 ГрК РФ).
Согласно статье 56 ГрК РФ градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.
Частью 17 статьи 46 ГрК РФ установлено, что орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
По части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В части 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому в числе других документов прилагается градостроительный план земельного участка.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что основания оспариваемого отказа Администрации не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ООО "Лесное" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как отсутствие градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010197:0004 влечет отказ в выдаче Обществу разрешения на строительство, что препятствует осуществлению им проектирования и строительства малоэтажной жилой застройки на земельном участке, учитывая, что указанный земельный участок сформирован, его границы определены на местности, поставлен на кадастровый учет, принадлежит Обществу на праве собственности, арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора, правильно указал, что применение судом первой инстанции подпункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации является правомерным, так как законом не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.08.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 по делу N А45-17382/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Бердска Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 56 ГрК РФ градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.
Частью 17 статьи 46 ГрК РФ установлено, что орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
По части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В части 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому в числе других документов прилагается градостроительный план земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 января 2013 г. N Ф04-6290/12 по делу N А45-17382/2012