г. Тюмень |
|
23 января 2013 г. |
Дело N А75-1550/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Обьгаз" на решение от 16.07.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 25.10.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Киричёк Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-1550/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Обьгаз" (628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 120, ИНН 8601014059, ОГРН 1028600507143) к Департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска (628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 14, ИНН 8601002423, ОГРН 1028600512710) о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия.
Третьи лица, участвующие в деле: администрация города Ханты-Мансийска, общество с ограниченной ответственностью "Югра Мебель Строй+".
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Обьгаз" - Вахрушев П.И., по доверенности от 07.08.2012;
от общества с ограниченной ответственностью "Югра Мебель Строй+" - Ныч Д.Н., по доверенности от 07.08.2012.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Обьгаз" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска (далее - департамент) о признании незаконным бездействия, выраженного в непредоставлении испрашиваемого земельного участка площадью 6 032 кв.м с кадастровым номером 86:12:0202008:204 и обязании департамента утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка площадью 6 032 кв.м. с кадастровым номером 86:12:0202008:204 на кадастровом плане или кадастровой карте с соответствующей территорией.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены администрация города Ханты-Мансийска, общество с ограниченной ответственностью "Югра Мебель Строй+".
Решением от 16.07.2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 25.10.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель указывает на нарушение судами положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу ООО Корпорация "Югра Мебель Строй+" просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации города Ханты-Мансийска (далее - администрация) от 05.04.2001 N 310 обществу был предоставлен земельный участок по ул. Мира общей площадью 1,29 га.
Обществом на основании постановления администрации от 18.01.2002 N 32 получено разрешение на строительство автозаправочной станции на две заправочные колонки на ранее предоставленном в аренду земельном участке. Впоследствии, 07.05.2007 между истцом и ответчиком был заключен договор аренды земельного участка N 145-АЗ с кадастровым номером 86:12:0202008:0079, расположенный по адресу:
г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 120 общей площадью 12 900 кв. м (далее - земельный участок).
Участок был предоставлен для строительства эксплуатационной базы газового хозяйства. Срок аренды установлен с 07.05.2007 по 07.04.2008.
Департамент письмом от 20.03.2008 N 01/2172 уведомил общество о прекращении договора аренды в связи с истечением срока аренды, что также подтверждается постановлением от 03.06.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-188/2010.
29.03.2011 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении ранее занимаемого земельного участка, на котором расположен объект недвижимости.
Департамент в уведомлении от 20.04.2011 N 3133, письме от 05.08.2011 N 6297 указал на необходимость предоставления документов в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, и на котором расположены здания, строения, сооружения" (далее - приказ N 370) и статьей 36 ЗК РФ для предоставления земельного участка в аренду.
Согласно решению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.08.2011 N 86/11-1058 (том 1 л.д. 95) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о земельном участке с кадастровым номером 86:12:0202008:0079 аннулированы 10.08.2009.
24.10.2011 общество обратилось в адрес департамента с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату. На данное заявление департамент, письмом от 23.11.2011 N 10830 указал, что его обращение будет рассмотрено на заседании городской комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов недвижимости и формированию земельных участков для строительства объектов недвижимости и формированию земельных участков для иных целей на территории города Ханты-Мансийска.
В соответствии с выпиской из протокола N 57/11 заседания городской комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов недвижимости и формированию земельных участков для строительства объектов недвижимости на территории города Ханты-Мансийска было принято решение об отложении рассмотрения данного вопроса до проведения обследования земельного участка в рамках муниципального земельного контроля.
Общество, полагая, что бездействие департамента, выраженное в непредставлении земельного участка, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении требований исходили из того, что общество при обращении в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка, не представило документов, подтверждающих его право собственности на объект недвижимости, под которым расположен испрашиваемый земельный участок.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту, и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении (или) оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков, или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением o приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен приказом N 370. Органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с принципом о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости, закреплённым в статье 1 ЗК РФ, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, на основании пункта 1 статьи 36 ЗК РФ не могут быть приватизированы никем, кроме собственников этих объектов (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Таким доказательством является правоустанавливающий документ - свидетельство, которое оформлено в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", либо, в случае возникновения у лица права собственности на объект недвижимости до введения в действие данного закона (до 31.01.1998), иной документ, выданный муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалами дела, общество при обращении в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 36 ЗК РФ не представило документы, подтверждающие права общества на объект недвижимости, под которым расположен испрашиваемый земельный участок.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражными судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы суд кассационной инстанции считает необоснованными, так как они основаны на неверном толковании норм права, при рассмотрении настоящего спора арбитражными судами дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам дела, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.07.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 25.10.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1550/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с принципом о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости, закреплённым в статье 1 ЗК РФ, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, на основании пункта 1 статьи 36 ЗК РФ не могут быть приватизированы никем, кроме собственников этих объектов (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Таким доказательством является правоустанавливающий документ - свидетельство, которое оформлено в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", либо, в случае возникновения у лица права собственности на объект недвижимости до введения в действие данного закона (до 31.01.1998), иной документ, выданный муниципальным образованием.
...
Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалами дела, общество при обращении в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 36 ЗК РФ не представило документы, подтверждающие права общества на объект недвижимости, под которым расположен испрашиваемый земельный участок."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 января 2013 г. N Ф04-6637/12 по делу N А75-1550/2012
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6637/12
25.10.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7592/12
05.09.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7592/12
21.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7592/12
16.07.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-1550/12