г. Тюмень |
|
28 января 2013 г. |
Дело N А75-3425/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на постановление от 08.10.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) по делу N А75-3425/2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (629828, г. Ноябрьск, мкр. Вынгапуровский, ул. Ленина, 10, ОГРН 1038900944180, ИНН 8905031779) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) о признании недействительным предписания.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (далее - ООО "Заполярнефть", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным предписания от 23.12.2011 N 335-ОК/16 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре) об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением от 26.06.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) в удовлетворении требования заявителя отказано.
Постановлением от 08.10.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено. Принят новый судебный акт, которым заявленное ООО "Заполярнефть" требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, неправильное применение судом норм материального права, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Заявитель считает, что согласно статье 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследованиях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом. Вышеуказанной статьей Закона об отходах установлен запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Заявитель кассационной жалобы считает, что изначально шламовый амбар на кустовой площадке N 521 Вынгапуровского месторождения как объект размещения (захоронения) отходов не создавался и предназначался для временного хранения бурового шлама, являясь временным некапитальным сооружением, размещенном на землях лесного фонда. Отставив в шламовом амбаре буровой шлам, тем самым Общество несанкционированно захоронило отходы бурения.
Ссылаясь на положения пункта 6 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, заявитель жалобы указывает на то, что земли, которые использованы для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
Однако Общество не осуществило ликвидацию шламового амбара и рекультивацию земельного участка в соответствии с требованиями законодательства, поэтому требование Общества не подлежит удовлетворению.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить кассационную жалобу - без удовлетворения. Просит рассмотреть ее в отсутствии представителя.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу, пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что по результатам плановой документарной проверки Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре сделан вывод о том, что ООО "Заполярнефть" допустило нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований в результате захоронения отходов бурения (буровой шлам), образованных в процессе обустройства кустовой площадки N 521 Вынгапурского месторождения; при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, не выполнило мероприятий по очистке рекультивируемой территории от производственных отходов.
По результатам плановой проверки Общества составлен акт проверки от 23.12.2011 N 392, согласно которому Управлением Росприроднадзора по ХМАО -Югре выдано ООО "Заполярнефть" предписание от 23.12.2011 N 335-ОК/16 о ликвидации в срок до 17.09.2012 объектов размещения отходов (шламовых амбаров) и рекультивации земельного участка, на котором расположены шламовые амбары на кустовой площадке N 521 Вынгапурского месторождения.
Не согласившись с выводами Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре, ООО "Заполярнефть" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного предписания.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Заполярнефть" допустило нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего законодательства в результате захоронения в шламовом амбаре отходов бурения (бурового шлама), который не отвечает требованиям законодательства к объектам захоронения опасных производственных отходов.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество не осуществило ликвидацию шламовых амбаров, чем нарушило требования пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Суд апелляционной инстанции отменил решение первой инстанции и принял по делу новый судебный акт о признании недействительным предписания от 23.12.2011 N 335-ОК/16 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, вынесенного Управлением (Росприроднадзора) в отношении ООО "Заполярнефть", как противоречащего действующему законодательству и имеющимся в деле доказательствам, указывающим на проведение Обществом мероприятий по рекультивации шламовых амбаров в соответствии с проектной документацией.
Суд кассационной инстанций, оставляя судебный акт без изменения, исходит из установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и действующего природоохранного законодательства.
Требование Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре в обжалуемом предписании, предъявляемое к ООО "Заполярнефть" указывает на обязанность недропользователя на ликвидации шламовых амбаров путем рекультивации занятого земельного участка кустовой площадкой N 521 на Вынгапуровском месторождении нефти.
Исследовав в порядке статьи 71 Абитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание, в котором административный орган обязал Общество устранить описанное нарушение природоохранного законодательства, является незаконным.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Законе об отходах.
Статьей 1 Закона об отходах предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Аналогичная норма права также закреплена и в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 Закона об отходах установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов (то есть, в том числе требования к объектам захоронения отходов): их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Проанализировав вышеуказанные норм права, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать установленные требования к размещению отходов, а также к объектам размещения отходов, в том числе осуществлять создание объекта размещения отходов на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; производить определение места строительства таких объектов на основе специальных исследований при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; вносить объекты размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона об отходах строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Судом апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что ООО "Заполярнефть" осуществило захоронение отходов бурения на кустовой площадке N 521 Вынгапурского месторождения в шламовых амбарах согласно проектной документации.
Решение о необходимости сооружения шламовых амбаров куста скважин N 521 Вынгапуровского месторождения, конструкция шламовых амбаров приняты с учетом геологических, гидрологических условий и рельефа местности с надежной гидроизоляцией (пункт 7 Тома 7 Проекта N 6750, пункт 4.5 Книги 5 Тома 1 Проекта N 7560), что соответствует требованиям пункта 2 статьи 12 Закона об отходах, согласно которому определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, технология по захоронению отходов бурения в шламовом амбаре предусмотрена РД 39-133-94 "Инструкция по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше" (далее - Инструкция РД 39-133-94).
Соответствие принятых технических решений по обустройству куста скважин N 521 Вынгапуровского месторождения (в том числе и по сооружению шламовых амбаров) требованиям природоохранного законодательства, законодательства об охране окружающей среды подтверждается заключением государственной экспертизы от 21.07.2003 N 1559.
Кроме того, судом апелляционной судом установлено, что Общество осуществляло размещение бурения (захоронение бурового шлама) в шламовых амбарах куста скважины N 521 Вынгапуровского месторождения на основании утвержденных уполномоченными государственными органами документов (Управлением Ростехнадзора по ХМАО - Югре сроком по 31.12.2010 утверждены лимиты N 246 от 31.03.2006, в соответствии с которыми разрешено размещение бурового шлама в количестве 20 061,3 тн в объектах конечного размещения - шламовых амбаров) в соответствии с требованиями действующего законодательства, то есть Общество санкционированно размещало отходы бурения (буровой шлам) в отведенных для этих целей объектах - шламовых амбарах.
Более того, шламовые амбары на кусте N 521 Вынгапуровского месторождения нефти поставлены на учет уполномоченным органом-Департаментом экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в региональный реестр объектов размещения отходов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах на кусте скважин N 521 Вынгапуровского месторождения нефти предусмотрено проектной документацией и осуществлялось ООО "Заполярнефть" в соответствии с обозначенной проектной документацией и действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 4.38 Инструкции РД 39-133-94, в проектной документацией Общества предусмотрены мероприятия по ликвидации шламовых амбаров на кусте скважин N 521 Вынгапуровского месторождения, а также проведение технологического и биологического этапов рекультивации нарушенных земель.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "Заполярнефть" проведены мероприятия по рекультивации шламовых амбаров в соответствии с проектной документацией, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией акта от 25.10.2010 N 2 сдачи-приемки выполненных работ по рекультивации шламовых амбаров к договору от 09.06.2010 N Д/2116/11-2275.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно признал недействительным предписание от 23.12.2011 N 335-ОК/16, выданное Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на иную оценку собранных по делу доказательств, которым суд апелляционной инстанции дал оценку.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 08.10.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3425/2012 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение о необходимости сооружения шламовых амбаров куста скважин N 521 Вынгапуровского месторождения, конструкция шламовых амбаров приняты с учетом геологических, гидрологических условий и рельефа местности с надежной гидроизоляцией (пункт 7 Тома 7 Проекта N 6750, пункт 4.5 Книги 5 Тома 1 Проекта N 7560), что соответствует требованиям пункта 2 статьи 12 Закона об отходах, согласно которому определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, технология по захоронению отходов бурения в шламовом амбаре предусмотрена РД 39-133-94 "Инструкция по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше" (далее - Инструкция РД 39-133-94).
...
В соответствии с пунктом 4.38 Инструкции РД 39-133-94, в проектной документацией Общества предусмотрены мероприятия по ликвидации шламовых амбаров на кусте скважин N 521 Вынгапуровского месторождения, а также проведение технологического и биологического этапов рекультивации нарушенных земель."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 января 2013 г. N Ф04-6427/12 по делу N А75-3425/2012
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6427/12
08.10.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7516/12
20.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7516/12
26.06.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3425/12