г. Тюмень |
|
7 марта 2013 г. |
Дело N А27-8388/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Гидропромышленная строительная компания", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области на решение от 14.08.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Ходякова О.С.) и постановление от 26.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-8388/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гидропромышленная строительная компания" (650000, г. Кемерово, ул. Мичурина, 13, 215Б, ИНН 4246004362, ОГРН 1044246001843) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650000, г. Кемерово, пр-кт Октябрьский, 3, Г, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059) о признании незаконными действий и акта.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кемеровской области; Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гидропромышленная строительная компания" (далее - общество, ООО "Гипрострой") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - управление) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным акта определения кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала 42:20:0101043, утвержденного 31.12.2008, определяющего кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:20:0101043:2 в размере 589 102 940,72 руб.; о признании незаконным акта определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного 21.04.2009, определяющего кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 42:20:0000000:66 в размере 31 876 720,30 руб., 42:20:0101060:267 в размере 107 309,72 руб., 42:20:0101063:1 в размере 4 571 249,98 руб., 42:20:0101060:268 в размере 844 297,60 руб., 42:20:0101062:491 в размере 6 371 528,08 руб., 42:20:0101043:6 в размере 19 982 334,92 руб.; о признании незаконными действий управления по внесению 31.12.2008 в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:20:0101043:2 в размере 589 102 940,72 руб. на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала 42:20:0101043 от 31.12.2008; о признании действий управления по внесению 21.04.2009 в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:20:0000000:66 в размере 31 876 720,30 руб., 42:20:0101060:267 в размере 107 309,72 руб., 42:20:0101063:1 в размере 4 571 249,98 руб., 42:20:0101060:268 в размере 844 297,60 руб., 42:20:0101062:491 в размере 6 371 528,08 руб., 42:20:0101043:6 в размере 19 982 334,92 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кемеровской области и Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области.
Решением от 14.08.2012 Арбитражного суда Кемеровской области требования общества оставлены без удовлетворения.
Постановлением от 26.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт о признании незаконными акта определения кадастровой стоимости, утвержденного 31.12.2008 в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:20:0101043:2 в части значения удельного показателя кадастровой стоимости (далее - УПКС), превышающем стоимость в размере 604,80 руб./кв.м и в части значения кадастровой стоимости, превышающем стоимость в размере 349 769 750,40 руб. и акта определения кадастровой стоимости, утвержденного 21.04.2009 в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:20:0000000:66 в части значения УПКС, превышающем стоимость в размере 604,80 руб./кв.м и в части значения кадастровой стоимости превышающем стоимость в размере 18 911 793,40 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление в части отказа в удовлетворении требований отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает на нарушение арбитражными судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела; управление неправомерно отнесло земельные участки с кадастровыми номерами 42:20:0101043:2 и 42:20:0000000:66 к 9-й группе Типового перечня. Участки используются под гидротехнические сооружения и трубопроводы и подлежат отнесению к 13-ой группе Типового перечня; суд необоснованно применил положения постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519.
Кроме того, с кассационной жалобой на постановление апелляционного суда обратилось управление, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы указывает на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, поскольку кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, предусмотренном статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре); судом не принято во внимание и не дана оценка доводу о пропуске обществом срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив доводы кассационных жалоб, правильность применения норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебного акта суда апелляционной инстанции не имеется.
Из материалов дела следует, что обществу на основании распоряжений от 05.11.2002 N 1302-р и от 15.04.2005 N 481-р администрации города Анжеро-Судженска предоставлены в собственность земельные участки: участок из земель поселений с кадастровым номером 42:20:0101043:0002, находящйся по адресу: г. Анжеро-Судженск, флотохвостохранилище, в западном районе города, для использования в целях производственной деятельности, с последующей рекультивацией, в границах, указанных в кадастровом плане участка, общей площадью 578 323 кв.м, и участок из земель, относящихся к категории - земли поселений, находящийся по адресу: г. Анжеро-Судженск, западный район, трубопровод, для использования в целях производственной деятельности, в границах, указанных в проекте границ участка, общей площадью 30 985 кв.м.
Постановлением от 06.07.2011 N 681 администрации Анжеро-Судженского городского округа внесены изменения в вышеуказанные распоряжения в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:20:0101043:2: слова "для использования в целях ведения производственной деятельности, с последующей рекультивацией" заменены словами: "земельные участки гидротехнических и иных сооружений, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов", в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:20:0000000:66: слова: "для использования в целях ведения производственной деятельности" заменены словами: "для размещения трубопроводов".
Из представленных в материалы дела кадастровых паспортов от 24.04.2009 N 4200/001/09102981 и N 4200/001/09-102943 следует, что сведения о земельном участке, площадью 578 323 кв.м с кадастровым номером 42:20:0101043:2 (кадастровый номер 42:20:0101043:2 равнозначен кадастровому номеру 42:20:0101043:0002) внесены в государственный кадастр недвижимости 30.01.2006, участок отнесен к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: предприятия IV-V класса вредности, кадастровая стоимость земельного участка составляет 589 102 940,72 руб., УПКС определен в размере 1 018,64 руб./кв.м В отношении земельного участка площадью 30 985 кв.м с кадастровым номером 42:20:0000000:66 сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 20.04.2005, участок отнесен к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для промышленной деятельности, кадастровая стоимость земельного участка составляет 31 876 720,30 руб., УПКС определен в размере 1028,78 руб./кв.м.
На земельном участке с кадастровым номером 42:20:0101043:2 размещены принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости: флотохвостохранилище (хранилище хвостов флотации) и насосная станция.
Кроме того, обществу на праве собственности принадлежит трубопровод, расположенный в г. Анжеро-Судженск, Западный район протяженностью 6 641 м. Данный трубопровод расположен на пяти земельных участках с кадастровыми номерами 42:20:0101060:267, 42:20:0101063:1, 42:20:0101060:268, 42:20:0101062:491, 42:20:0101043:6, объединенных в единое землепользование с кадастровым номером 42:20:0000000:66.
Администрацией в 2011 году был конкретизирован вид разрешенного использования спорных земельных участков, исходя из назначения расположенных на участках объектов недвижимости.
Общество 13.07.2011 и 04.10.2011 обратилось в орган кадастрового учета с заявлениями об учете изменений вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 42:20:0101043:2 и 42:20:0000000:66 соответственно.
Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области приняло решения от 05.08.2011 N 4200/000/11-68456 и от 17.10.2011 N 4200/000/11-86266 об учете изменений объекта недвижимости о внесении сведений о новых значениях разрешенного использования земельных участков.
Так, указанным земельным участкам был присвоен 13 вид разрешенного использования (земельные участки гидротехнических и иных сооружений, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов). Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:20:0101043:2 исчислена в сумме 349 769 750, 40 руб., УПКС в размере 604,80 руб./кв.м. В отношении земельного участка с кадастровым номером 42:20:0000000:66 кадастровая стоимость определена в размере 18 911 793,40 руб., УПКС в размере 604,80 руб./кв.м.
Общество, обращаясь в арбитражный суд, указало, что действия управления по присвоению 31.12.2008 и 21.04.2009 земельным участкам 9 номера вида разрешенного использования, являются неправомерными.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения общества в государственном кадастре недвижимости уже содержались сведения о номере вида разрешенного использования, соответствующем фактическому использованию земельных участков.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования общества в части, пришел к выводу, что материалами дела подтвержден факт ошибочного применения неверного УПКС (в большем размере), вместо подлежащего применению, что в итоге привело к утверждению неверной кадастровой стоимости в части, превышающей кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:20:0101042:2, подлежащей установлению в размере 349 769 750,40 руб., с кадастровым номером 42:20:0000000:66 в размере 18 911 793,40 руб.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции правомерными, исходя из следующего.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота.
Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства (даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета), а не по правилам главы 24 АПК РФ.
Определение для целей кадастровой оценки номера вида разрешенного использования земельного участка, разрешенное использование которого в правоустанавливающих документах сформулировано так, что оно допускает неоднозначное толкование (для производственной деятельности), должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен, и фактически осуществляемого владельцем земельного участка, а также назначения объектов недвижимости, расположенных на этом участке.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обосновано рассмотрел дело в порядке искового производства, и указал, что поскольку спор возник в связи с действиями управления по отнесению спорных земельных участков к определенному виду разрешенного использования - 9-му, а не 13-му, то доказать наличие оснований для присвоения вида 9-го, на момент определения кадастровой стоимости таких участков, а не впоследствии по заявлению общества путем исправления технической ошибки, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, должно именно управление.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки, и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, при условии соблюдения требований технических регламентов (статьи 1, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс)).
При этом необходимо также учитывать, что включение в градостроительные регламенты видов разрешенного использования, совпадающих с уже осуществляемой к этому моменту деятельностью, предусмотрено требованиями пункта 2 статьи 36 Градостроительного кодекса об установлении градостроительных регламентов с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Статья 16 Закона о кадастре предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11, указанные законоположения позволяют изменить фактическое использование земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости. Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что УПКС земельных участков с кадастровыми номерами 42:20:0101043:2, 42:20:0000000:66 в размере 1028,78 руб./кв.м утвержден постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, вступившим в законную силу с 01.01.2009, следовательно, кадастровая стоимость указанных земельных участков подлежала исчислению, утверждению и отражению в сведениях кадастра недвижимости с 01.01.2009, с кадастровым номером 42:20:0101043:2 в размере 349 769 750, 40 руб., с кадастровым номером 42:20:0000000:66 в размере 18 911 793, 40 руб., указанная стоимость земельных участков подлежала применению в целях исчисления земельного налога за 2009.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание, что установлен факт ошибочного применения удельного показателя 9-го вида разрешенного использования без фактического установления, к какому виду разрешенного использования подлежат отнесению спорные земельные участки, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в части.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции не допущено нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, и им дана верная правовая оценка, а поэтому не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Кроме того, несогласие управления с размером взысканных расходов не опровергает правильного применения судом статьи 110 АПК РФ в соответствии с правоприменительной практикой.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 26.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-8388/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11, указанные законоположения позволяют изменить фактическое использование земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости. Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что УПКС земельных участков с кадастровыми номерами 42:20:0101043:2, 42:20:0000000:66 в размере 1028,78 руб./кв.м утвержден постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, вступившим в законную силу с 01.01.2009, следовательно, кадастровая стоимость указанных земельных участков подлежала исчислению, утверждению и отражению в сведениях кадастра недвижимости с 01.01.2009, с кадастровым номером 42:20:0101043:2 в размере 349 769 750, 40 руб., с кадастровым номером 42:20:0000000:66 в размере 18 911 793, 40 руб., указанная стоимость земельных участков подлежала применению в целях исчисления земельного налога за 2009."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 марта 2013 г. N Ф04-392/13 по делу N А27-8388/2012