г. Тюмень |
|
21 марта 2013 г. |
Дело N А45-19544/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Григорьева Д.В. Ильина В.И.
при ведении протокола помощником судьи Катаевой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области на решение от 18.08.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 09.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В, Усанина Н.А., Хайкина С.Н.) по делу N А45-19544/2012 по заявлению Государственного унитарного предприятия Новосибирской области "Карасукский лесхоз" в лице конкурсного управляющего Горбачевой Т.А. (ИНН 5422111935, ОГРН 1075474000799) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Революции, 38, ИНН 5407063282, ОГРН 1095406019170) о признании недействительным заключения от 23.05.2012 N 20/05-7133 на отчет от 24.04.2012 N 072/H/11.2 "Об определении рыночной стоимости объектов оценки".
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Алгоритм".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Печурина Ю.А.) с участием в судебном заседании представителей сторон:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области - Лось А.А. по доверенности от 07.04.2012 N ОД-53/74;
от Государственного унитарного предприятия Новосибирской области "Карасукский лесхоз" в лице конкурсного управляющего Горбачевой Т.А. - Гришакина Т.В. по доверенности от 02.01.2013.
Суд установил:
Государственное унитарное предприятие Новосибирской области "Карасукский лесхоз" в лице конкурсного управляющего Горбачевой Татьяны Альбертовны (далее - ГУП НСО "Карасукский лесхоз", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным мотивированного заключения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области, Управление) от 23.05.2012 N 20/05-7133 на отчет от 24.04.2012 N 072/H/11.2 "Об определении рыночной стоимости объектов оценки".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Алгоритм" (далее - ООО "Алгоритм", Общество, третье лицо).
Решением от 18.08.2012 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 09.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные предприятием требования, удовлетворены.
Мотивированное заключение Территориального управления Росимущества в Новосибирской области от 23.05.2012 N 20/05-7133 на отчет от 24.04.2012 N 072/H/11.2 "Об определении рыночной стоимости объектов оценки" признано недействительным.
С Территориального управления Росимущества в Новосибирской области в пользу заявителя взысканы судебные расходы в сумме 2 000 руб. по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области, ссылаясь на неправильное толкование судами норм материального и процессуального права; не соответствие выводов судов обстоятельствам дела и доказательствам; не соответствие отчета оценщика требованиям законодательства Российской Федерации и Федеральному стандарту N 3, необоснованное взыскание судебных расходов, ссылаясь на положения подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ГУП НСО "Карасукский лесхоз" требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, приведенная в отчете информация не может считаться достаточной и достоверной, что исключает возможность использования такого отчета для целей оценки имущества.
В отзыве на кассационную жалобу ГУП НСО "Карасукский лесхоз", считая принятые судебные акты законными, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на данную жалобу, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением от 30.01.2009 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-9284/2008-54/13 ГУП НСО "Карасукский лесхоз" было признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Горбачева Татьяна Альбертовна.
В конкурсную массу ГУП НСО "Карасукский лесхоз" были включены объекты недвижимости.
На основании договора от 18.11.2011 N 072/11 ООО "Алгоритм" выполнило оценку имущества должника, составило отчет об оценке N 072/Н/11.2 "Об определении рыночной стоимости объектов оценки".
Данный отчет об оценке 13.01.2012 был направлен конкурсным управляющим ГУП НСО "Карасукский лесхоз" в адрес Территориального управления Росимущества в Новосибирской области для получения в соответствии с пунктом 2 статьи 130 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) заключения по данному отчету оценщика.
Территориальным управлением Росимущества в Новосибирской области 22.03.2012 было выдано отрицательное заключение на отчет N 072/H/11.2 "Об определении рыночной стоимости объектов оценки".
Данный отчет об оценке после устранения выявленных нарушений 24.04.2012 был вновь направлен конкурсным управляющим ГУП НСО "Карасукский лесхоз" в адрес Территориального управления Росимущества в Новосибирской области, которое составило мотивированное заключение от 23.05.2012 N 20/05-7133 о несоответствии данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и пункту 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке", утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254 (далее - ФСО N 3).
Полагая, что указанное отрицательное заключение Территориального управления Росимущества в Новосибирской области является незаконным, предприятие обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Общества, исходили из недоказанности Территориального управления Росимущества в Новосибирской области несоответствия отчета об оценке пункту 4 ФСО N 3 и законодательству об оценочной деятельности.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов двух инстанций соответствующими обстоятельствами дела и действующему законодательству, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пункт 3 части 1 статьи 199 и часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривают распределение бремени доказывания по заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, а именно: заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов оспариваемым актом, а орган, принявший этот акт, должен доказать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.
Согласно пункту 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий обязан, в том числе принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества, привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Арбитражный управляющий для проведения оценки предприятия должника, иного имущества должника привлекает оценщиков и производит оплату их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов (пункт 1 статьи 130 Закона о банкротстве).
Требование к содержанию отчета об оценке объекта определены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации (далее - Закон об оценочной деятельности).
В силу статьи 15 Закона об оценочной деятельности оценщик обязан соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования вышеуказанного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулирующей организацией, членом которой он является.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно пункту 3 статьи 130 Закона о банкротстве, пункту 5.2 Порядка рассмотрения отчетов об оценке при реализации Росимуществом полномочий собственника федерального имущества, утвержденного приказом Росимущества Российской Федерации от 23.09.2009 N 272, по результатам рассмотрения отчета об оценке составляется письменное мотивированное заключение.
Порядок подготовки заключения по отчетам об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций находятся в государственной или муниципальной собственности, определен Положением, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.05.2010 N 166 (далее - Положение).
Исходя из положений пункта 4 ФСО N 3, при составлении отчета оценщик должен придерживаться принципов существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.
В силу пункта 2 статьи 130 Закона о банкротстве отчет оценщика об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества (далее также - отчет об оценке), более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков (далее - орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков).
В случае отрицательного заключения по отчету рыночная стоимость имущества, определенная в соответствии с отчетом, признается недостоверной и не может быть использована для утверждения начальной цены продажи имущества должника (пункт 4 статьи 130 Закона о банкротстве).
Оценив представленные в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ доказательства, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о недоказанности несоответствия отчета об оценке ФСО N 3 и Закону об оценочной деятельности по тем основаниям, которые указаны в мотивированном заключении Управления, в связи с чем, у Управления отсутствовали предусмотренные в пункте 23 Положения и статье 130 Закона о банкротстве основания для выдачи отрицательного мотивированного заключения.
Нарушение тех положений Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки в отчете от 24.04.2012 N 072/Н/11.2 "Об определении рыночной стоимости объектов оценки", на которые указало Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области, оценщиком не допущено, либо не повлияло на определение оценки имущества.
С учетом фактических обстоятельств дела, суды обоснованно пришли к выводам о недействительности оспариваемого заключения Территориального управления Росимущества в Новосибирской области от 23.05.2012 N 20/05-7133 как несоответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, нарушающим права законные интересы ГУП НСО "Карасукский лесхоз" ввиду невозможности отчуждения такого имущества.
Доводам, изложенным в кассационной жалобе, дана судами первой и апелляционной инстанций соответствующая правовая оценка с учетом указанных норм действующего законодательства и переоценка обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.08.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 09.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-19544/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае отрицательного заключения по отчету рыночная стоимость имущества, определенная в соответствии с отчетом, признается недостоверной и не может быть использована для утверждения начальной цены продажи имущества должника (пункт 4 статьи 130 Закона о банкротстве).
Оценив представленные в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ доказательства, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о недоказанности несоответствия отчета об оценке ФСО N 3 и Закону об оценочной деятельности по тем основаниям, которые указаны в мотивированном заключении Управления, в связи с чем, у Управления отсутствовали предусмотренные в пункте 23 Положения и статье 130 Закона о банкротстве основания для выдачи отрицательного мотивированного заключения.
Нарушение тех положений Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки в отчете от 24.04.2012 N 072/Н/11.2 "Об определении рыночной стоимости объектов оценки", на которые указало Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области, оценщиком не допущено, либо не повлияло на определение оценки имущества."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 марта 2013 г. N Ф04-405/13 по делу N А45-19544/2012