г. Тюмень |
|
19 марта 2013 г. |
Дело N А27-9853/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Хачатряна Арама Володяевича на решение от 18.09.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Ходякова О.С.) и постановление от 11.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Усанина Н.А., Хайкина С.Н.) по делу N А27-9853/2011 по заявлению администрации города Кемерово (650000, г. Кемерово, пр. Советский, 54, ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650000, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 3г, ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 21, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о признании незаконным решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, акта определения кадастровой стоимости земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: индивидуальный предприниматель Хачатрян Арам Володяевич.
Суд установил:
администрация города Кемерово (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - кадастровая палата) о признании незаконным решения от 21.07.2010 N 4200/000/10-66273 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401004:1150; о признании незаконным акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401004:1150 от 03.09.2010; об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401004:1150 "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", о кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 618 830,36 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562,68 руб./кв. м.; о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401004:1150 "заводы", о кадастровой стоимости земельного участка в размере 12 818 588,58 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 4 455,54 руб./кв. м.
Решением от 18.09.2012 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 11.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области от 21.07.2010 N 4200/000/10-66273 об учете изменений объекта недвижимости; признан незаконным акт определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденный 03.09.2010 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.
Вышеуказанным решением суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области в течение пяти дней с момента вступления в законную силу решения суда исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401004:1150 "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", о кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 618 830,36 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562,68 руб./кв. м и внести сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401004:1150 "заводы", о кадастровой стоимости земельного участка в размере 12 818 588,58 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 4 455,54 руб./кв. м.
Индивидуальный предприниматель Хачатрян А.В. (далее - предприниматель) обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Заявитель жалобы указывает, что вопрос о правомерности отнесения спорного земельного участка к "линейным объектам и объектам инженерной инфраструктуры" не относится к существу настоящего спора; права администрации оспариваемым решением и актом не нарушены.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в результате межевания земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401004:906 площадью 61 521 кв. м образовано восемь земельных участков, в том числе спорный земельный участок с кадастровым номером 42:24:0401004:1150 площадью 2 877 кв. м.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 09.11.2009 с видом разрешенного использования "заводы".
Управлением Росреестра 20.11.2009 утвержден акт определения кадастровой стоимости земельных участков, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401004:1150 определена в размере 12 818 588,58 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 4 455,54 руб. за кв. м.
Предприниматель приобрел в собственность земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: заводы, общей площадью 2 877 кв. м, адрес объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Рутгерса, д. 41.
На земельном участке находится нежилое помещение (авторемонтная мастерская) общей площадью 514,4 кв. м, принадлежащее предпринимателю на праве собственности.
Предприниматель 16.07.2010 обратился в Управление Росреестра с заявлением об изменении сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401004:1150 площадью 2 877 кв. м, определенного как "заводы", на иной вид "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", предусмотренный Правилами землепользования и застройки для зоны, в которой находится участок.
По результатам рассмотрения данного заявления Управлением Росреестра принято решение от 21.07.2010 N 4200/000/10-66273 об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка на испрашиваемый предпринимателем.
Основываясь на указанном решении, Управление Росреестра 03.09.2010 утвердило акт определения кадастровой стоимости земельных участков, определив для спорного земельного участка кадастровую стоимость в размере 1 618 830,36 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 562,68 руб. за кв. м.
Администрация, полагая, что решение от 21.07.2010 N 4200/000/10-66273 и акт от 03.09.2010 являются незаконными и влекут нарушение прав городского округа на развитие территории в соответствии с зонированием, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, основываясь на положениях пункта 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказом Управления Роснедвижимости от 10.06.2008 N 113, приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 473, счел, что функции ФГБУ ФКП Росреестра" на территории Кемеровской области осуществляются филиалом.
Установив, что постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75 утверждены Правила землепользования и застройки в городе Кемерово (далее - Правила), содержащие в статье 40 градостроительные регламенты коммунальных зон, что спорный земельный участок отнесен к коммунальной зоне К 1, в которой вид разрешенного использования "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры" относится к вспомогательным видам разрешенного использования, руководствуясь положениями статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГРК РФ), суд пришел к выводу, что предприниматель не мог выбрать в качестве основного и единственного ни один из вспомогательных видов разрешенного использования, указанных в Правилах, а оспариваемые решение и акт приняты без учета требований статьи 37 ГРК РФ.
Кроме этого, суд указал, что авторемонтная мастерская не отвечает признакам линейных объектов и не может быть признан объектом инженерной инфраструктуры.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов основанными на действующем законодательстве и соответствующими установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка производится на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 9 статьи 1 ГРК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 2 статьи 85 ЗК РФ, части 1 статьи 36 ГРК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 ГРК РФ на основные, условно разрешенные и вспомогательные.
В силу пункта 3 части 1 статьи 37 ГРК РФ, абзаца второго части 4 статьи 17 Правил вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Частью 3 статьи 37 ГРК РФ определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Аналогичные положения содержатся в статье 20 Правил, согласно которой изменение основного, условно разрешенного и (или) вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов и в порядке, установленном частью 2 данной статьи.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).
На основании указанных норм, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов. Выбор вспомогательного вида разрешенного использования без выбора основного вида разрешенного использования не предусмотрен ни федеральными, ни местными нормативными актами.
Из системного анализа положений статей 30, 36, 37 ГРК РФ, статей 7, 85 ЗК РФ, статей 16, 22 Закона N 221-ФЗ следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Включение в градостроительные регламенты видов разрешенного использования, совпадающих с уже осуществляемой к этому моменту деятельностью, предусмотрено требованиями пункта 2 статьи 36 ГРК РФ об установлении градостроительных регламентов с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Таким образом, для любого земельного участка вспомогательный вид разрешенного использования не может быть единственным, а при включении его (их) в кадастр недвижимости в качестве второго и последующих видов использования (что допускается) кадастровая оценка земельного участка с несколькими видами разрешенного использования осуществляется исходя из того вида, по которому при расчете получаются наибольшие значения показателей.
В связи с этим судами правомерно установлено, что предприниматель не мог выбрать в качестве основного и единственного в отношении принадлежащего ему земельного участка вспомогательный вид разрешенного использования - "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", а Управление Росреестра не могло принять решение об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка на испрашиваемый предпринимателем.
Поскольку определение кадастровой стоимости связано с установлением подлежащего применению удельного показателя кадастровой стоимости исходя из вида разрешенного использования, неправильное установление вида разрешенного использования влечет неверное определение кадастровой стоимости земельного участка, принятие Управлением Росреестра решения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка с нарушением требований законодательства повлекло необоснованное применение удельного показателя кадастровой стоимости при составлении акта определения кадастровой стоимости.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401004:1150 от 03.09.2010 также не может быть признан законным.
Возложение судом первой инстанции обязанности по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401004:1150 "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", о кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 618 830,36 руб. и по внесению сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401004:1150 "заводы", о кадастровой стоимости земельного участка в размере 12 818 588,58 руб. соответствует требованиям части 5 статьи 201 АПК РФ и направлено на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов администрации.
При этом возложение судом первой инстанции такой обязанности не свидетельствует о рассмотрении судом дела в порядке искового производства и установлении новой кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы предпринимателя о ненарушении оспариваемыми актами прав и законных интересов администрации обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из пункта 1 статьи 1 ГРК РФ следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид обязанность по разработке правил землепользования и застройки возложена на органы местного самоуправления.
Частью 3 статьи 8 ГРК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Администрация согласно пунктам 1, 9, 17 статьи 78 Устава города Кемерово организует и осуществляет муниципальный контроль, исполняет полномочия по решению вопросов местного значения городского округа за исключением полномочий, отнесенных Уставом, федеральным законами, Уставом и законами Кемеровской области к полномочиям Городского Совета, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом и законами Кемеровской области, настоящим Уставом.
Подпунктом 26 пункта 2 статьи 11 Устава города Кемерово предусмотрено, что вопросами городского значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения города, решение у которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" осуществляется населением и (или) органами городского самоуправлении, к вопросам городского значения относятся: осуществление земельного контроля за использованием земель города.
В соответствии со статьей 4 Устава в состав территории города включаются все земли независимо от форм собственности и целевого назначения в пределах его границ.
Пунктом 1 статьи 3 Правил установлено, что требования правил направлены на достижение следующих целей: создание условий для устойчивого развития территории города, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территории города; создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из данных норм права органам местного самоуправления городских округов, к числу которых относится и заявитель, предоставлено право на осуществление в рамках предоставленных полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки в соответствии с установленным градостроительным зонированием.
Выбор вида разрешенного использования земельного участка с нарушением установленных органами местного самоуправления градостроительных регламентов и последующее внесение в государственный кадастр недвижимости сведений, противоречащих правилам землепользования застройки, влечет нарушение публичных прав городского округа в лице администрации на развитие территории в соответствии зонированием.
Также судом кассационной инстанции не принимаются доводы предпринимателя о внесении в последующем изменений в Правила, поскольку проверка соответствия оспариваемых администрацией решения и акта закону осуществляется на момент их принятия.
Кроме того, исключение решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 29.10.2010 N 389 из состава вспомогательных видов разрешенного использования вида "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры" не свидетельствует о правомерности изменения вида разрешенного использования принадлежащего предпринимателю земельного участка, поскольку действующие Правила не содержат в качестве вида разрешенного использования земельного участка расположенного в зоне К 1 вид "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры".
Таким образом, присвоение принадлежащему предпринимателю земельного участка вида разрешенного использования "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры" не основано на законе.
При таких обстоятельствах судами приняты законные и обоснованные судебные акты, оснований для их отмены, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.09.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 11.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9853/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Хачатряна Арама Володяевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 3 статьи 8 ГРК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
...
Подпунктом 26 пункта 2 статьи 11 Устава города Кемерово предусмотрено, что вопросами городского значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения города, решение у которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" осуществляется населением и (или) органами городского самоуправлении, к вопросам городского значения относятся: осуществление земельного контроля за использованием земель города.
...
Пунктом 1 статьи 3 Правил установлено, что требования правил направлены на достижение следующих целей: создание условий для устойчивого развития территории города, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территории города; создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 марта 2013 г. N Ф04-1252/13 по делу N А27-9853/2011