г. Тюмень |
|
19 марта 2013 г. |
Дело N А27-13798/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Беловой Л.В.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области на решение от 09.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Обухова Г.П.) и постановление от 07.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Полосин А.Л., Скачкова О.А.) по делу N А27-13798/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (650000, город Кемерово, улица Кузбасская, 6, ИНН 4205153492, ОГРН 1084205006600) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (650099, Кемеровская область, город Кемерово, улица Ноградская, 19, А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) о признании недействительным предписания.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - ОАО "СКЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее - управление) от 10.04.2012 N ВЗН-083/14 по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование недрами.
Решением от 09.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 07.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое предписание управления признано недействительным.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты.
Податель кассационной жалобы считает, что предписание от 10.04.2012 N ВЗН-083/14 вынесено обоснованно.
В письме от 27.01.2011 N 12-5/156 указания на то, что действующим законодательством не предусмотрено согласование проекта мониторинга, не содержится.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "СКЭК" просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку проект мониторинга направлялся на согласование в Управление по недропользованию по Кемеровской области (далее - Кузбасснедра) трижды, последним письмом от 09.08.2012 N 13-5/2696 получен отказ в его согласовании, ввиду того, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проект мониторинга, как самостоятельный документ, не может быть согласован.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "СКЭК" осуществляет деятельность по добыче подземных вод на участке недр "Березовский" и на участке недр "Южный" для обеспечения питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности г. Березовского на основании лицензий на пользование недрами: КЕМ 01438 ВЭ, выданной 02.06.2009, со сроком действия до 31.12.2012 и КЕМ 01439 ВЭ, выданной 02.06.2009, со сроком действия до 31.12.2012.
Данные лицензии выданы ОАО "СКЭК" в порядке перехода права от общества с ограниченной ответственностью "Березовский городской водоканал" (далее - ООО "Березовский городской водоканал") и переоформления лицензий КЕМ 00997 ВЭ и КЕМ 00998 ВЭ, ОАО "СКЭК" является полным правопреемником ООО "Березовский горводоканал" в части прав и обязанностей, установленных лицензиями КЕМ 00997 ВЭ и КЕМ 00998 ВЭ, включая невыполненные прежним пользователем недр.
В связи с этим приложенное к лицензиям КЕМ 01438 ВЭ и КЕМ 01439 ВЭ лицензионное соглашение содержит те же права и обязанности, что и ранее действующая лицензия и с ранее установленными сроками для исполнения условий лицензии.
Пунктом 4.6 лицензии КЕМ 01438 ВЭ установлено, что на первом этапе пользования недрами недропользователь должен был до 31.12.2003 составить и согласовать с Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кемеровской области и ЦГСЭН г. Березовского проект мониторинга подземных вод, составленный в соответствии с "Требованиями к составу информации для ведения государственного мониторинга подземных вод Российской Федерации" (Роснедра, Москва, 1994).
Пунктом 4.6 лицензии КЕМ 01439 ВЭ предусмотрено аналогичное условие.
Из акта проверки от 10.04.2012 следует, что в ходе выездной проверки выявлено невыполнение обществом пункта 4.6 лицензии КЕМ 01438 ВЭ и пункта 4.6 лицензии КЕМ 01439 ВЭ.
Установлено также, что предприятием предоставлены проекты организации и ведения мониторинга подземных вод ООО "Березовский горводоканал", но согласование с Кузбасснедра не предоставлено.
В этой связи ОАО "СКЭК" выдано предписание от 10.04.2012 N ВЗН-083/14 по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование недрами, согласно которому обществу предписано согласовать с Кузбасснедра проект организации и ведения мониторинга подземных вод ООО "Березовский горводоканал", г. Новокузнецк, 2008 год.
Общество, не согласившись с вынесенным управлением предписанием, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что управлением выдано заведомо неисполнимое предписание. В настоящее время Кузбасснедра отказывает согласовать данный проект обществу в качестве самостоятельного документа.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными и соответствующими обстоятельствам дела.
Из буквального содержания оспариваемого предписания следует, что управление требует от общества в срок до 15.09.2012 устранить выявленные нарушения и выполнить следующие мероприятия: "согласовать с Кузбасснедра проект организации и ведения мониторинга подземных вод ООО "Березовский горводоканал", г. Новокузнецк, 2008 год".
Вместе с тем, документы, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о том, что проекты организации и ведения мониторинга подземных вод на участках недр "Южный" и "Березовский" были подготовлены и направлялись на согласование с Кузбасснедра, однако не были им согласованы.
Из представленного управлением письма от Кузбасснедра следует, что представленные ОАО "СКЭК" проект организации и ведения мониторинга подземных вод на участках "Березовский" (КЕМ 01438 ВЭ), "Южный" (КЕМ 01439 ВЭ), после рассмотрения был возвращен недропользователю на доработку письмом от 27.01.2011.
Согласно письму Кузбасснедра от 09.08.2012 ОАО "СКЭК" отказано в согласовании проектов. Основаниями отказа указано то, что лицензии КЕМ 01438 ВЭ (участок "Березовский") и КЕМ 01439 ВЭ (участок "Южный") заканчивают действие 31.12.2012, пользователь недр не подал заявки на продление указанных лицензий за 6 месяцев до истечения срока, тем самым в соответствии с установленным порядком потерял право на их продление.
Однако мероприятия по организации мониторинга подземных вод, предусмотренные проектом, за оставшийся срок действия лицензий заведомо не могут быть выполнены.
Кроме того, в настоящее время действующее законодательство устанавливает, что вопросы мониторинга при добыче подземных вод могут быть рассмотрены только в составе технического проекта разработки участка недр (проекта водозабора) в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.10.2010 N 463, о чем ОАО "СКЭК" было извещено письмом Кузбасснедра от 27.02.2012 N 13-5/618, которым было отказано обществу в согласовании проекта мониторинга Ягуновского водозабора (лицензия КЕМ 01447 ВЭ).
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах - разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
На основании подпункта "в" пункта 9 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, - при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод согласованию подлежит проект водозабора.
Основанием для отказа со стороны Кузбасснедра в согласовании проекта организации и ведения мониторинга подземных вод, как указано судами, является то, что мониторинг должен быть определен в составе проекта водозабора.
Между тем, в оспариваемом предписании управление требует согласовать с Кузбасснедра разработанный ООО "Березовский горводоканал", г. Новокузнецк, 2008 год проект мониторинга подземных вод в качестве самостоятельного документа.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ полно и всесторонне представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу о том, что управлением выдано заведомо невыполнимое предписание. Это не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Доводы подателя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств дела, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 07.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13798/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно письму Кузбасснедра от 09.08.2012 ОАО "СКЭК" отказано в согласовании проектов. Основаниями отказа указано то, что лицензии КЕМ 01438 ВЭ (участок "Березовский") и КЕМ 01439 ВЭ (участок "Южный") заканчивают действие 31.12.2012, пользователь недр не подал заявки на продление указанных лицензий за 6 месяцев до истечения срока, тем самым в соответствии с установленным порядком потерял право на их продление.
Однако мероприятия по организации мониторинга подземных вод, предусмотренные проектом, за оставшийся срок действия лицензий заведомо не могут быть выполнены.
Кроме того, в настоящее время действующее законодательство устанавливает, что вопросы мониторинга при добыче подземных вод могут быть рассмотрены только в составе технического проекта разработки участка недр (проекта водозабора) в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.10.2010 N 463, о чем ОАО "СКЭК" было извещено письмом Кузбасснедра от 27.02.2012 N 13-5/618, которым было отказано обществу в согласовании проекта мониторинга Ягуновского водозабора (лицензия КЕМ 01447 ВЭ).
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах - разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
...
На основании подпункта "в" пункта 9 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, - при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод согласованию подлежит проект водозабора."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 марта 2013 г. N Ф04-138/13 по делу N А27-13798/2012