г. Тюмень |
|
19 марта 2013 г. |
Дело N А45-20563/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сибтранснефтепродукт" на постановление от 03.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Усанина Н.А., Хайкина С.Н.) по делу N А45-20563/2012 Арбитражного суда Новосибирской области по заявлению открытого акционерного общества "Сибтранснефтепродукт" (644050, город Омск, улица 4-я Поселковая, 44б, ИНН 5501021184, ОГРН 1025500508725) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (630091, город Новосибирск, улица Каменская, 74, ИНН 5406290571, ОГРН 1045402505268) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "Сибтранснефтепродукт" Серебреникова Н.В. по доверенности от 01.01.2013 N 01.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Сибтранснефтепродукт" (далее по тексту - ОАО "Сибтранснефтепродукт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу (далее по тексту - Департамент, административный орган) от 19.06.2012 N Н-209 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением от 05.09.2012 Арбитражного суда Новосибирской области, заявленное Обществом требование удовлетворено.
Постановлением от 03.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе Общество просит постановление от 03.12.2012 отменить и принять новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что законодательство Российской Федерации не предусматривает самостоятельного вида лицензирования пользования недрами при эксплуатации подземных сооружений, тем более при эксплуатации магистральных трубопроводов и их участков. Срок давности привлечения Общества к административной ответственности на момент вынесения постановления истек.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Департаментом представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения поступившего в адрес заинтересованного лица письма Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу от 15.05.2012 N 673 установлен факт строительства и эксплуатации ОАО "Сибтранснефтепродукт" магистрального нефтепродуктопровода Омск-Сокур в рамках проекта вынос МНПП Омск-Сокур из зоны Заельцовского бора на участке недр под дном реки Обь без лицензии на пользование недрами.
На основании установленного факта Департаментом составлен протокол об административном правонарушении от 05.06.2012 N Н-209 и вынесено постановление об административном правонарушении от 19.06.2012 N Н-209 в отношении ОАО "Сибтранснефтепродукт" о привлечении к ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Считая постановление незаконным, ОАО "Сибтранснефтепродукт" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из недоказанности в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Отменяя решение суда первой инстанций, и принимая новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии события и состава вменяемого ОАО "Сибтранснефтепродукт" административного правонарушения.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3. КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Субъектами данного административного правонарушения являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, юридические лица, в том числе иностранные.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, образует пользование недрами без специального разрешения.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) права и обязанности пользователя недр возникают у него с момента государственной регистрации лицензии на пользование участниками недр.
Согласно статье 11 Закона о недрах и пункту 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу положений пункта 4 статьи 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование для эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Как установлено материалами дела, строительство нефтепродуктопровода закончено Обществом в 2011 году. Административным органом вменяется Обществу в вину самовольное пользование недрами, выраженное в эксплуатации нефтепродуктопровода без наличия лицензии.
Доводам Общества о том, что действующим законодательством не предусмотрен самостоятельный вид лицензирования пользования недрами при эксплуатации подземных сооружений, тем более при эксплуатации магистральных трубопроводов и их участков судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Процедуру рассмотрения заявок на право пользования недрами для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, включая строительство и эксплуатацию магистральных и промысловых трубопроводов под водными объектами, регламентируют статья 16 Закона о недрах и Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2004 N 715 "Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых" (с изменениями, внесенными Приказом МПР РФ от 15.07.2009 N 213) (далее - Приказ N 715).
Согласно пункту 1 Приказа N 715 его действия не распространяются на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, располагающихся на глубине до пяти метров ниже почвенного слоя, строительство фундаментов зданий и сооружений, коммуникаций электро, газо, тепло и водоснабжения и канализации, сооружений метрополитена и других транспортных тоннелей, магистральных и промысловых трубопроводов (за исключением транспортных тоннелей, магистральных и промысловых трубопроводов под водными объектами), оросительных и судоходных каналов, а также не распространяется на предоставление в пользование участков недр в целях строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Доказательства, свидетельствующие о том, что спорный участок недр отнесен к участкам недр местного значения, Обществом не представлены.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что неполучение лицензии на пользование недрами при осуществлении деятельности по строительству в случае его завершения, позволяет фактически вести строительство объекта при самовольном (безлицензионном) пользовании недрами, как и производить дальнейшую эксплуатацию объекта, пользуясь недрами также без специального разрешения, что противоречит требованиям действующего законодательства, указывающего на необходимость рационального использования и охрану недр, в том числе, соблюдение установленного законом порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Общество не представило доказательства, подтверждающие принятие им всех необходимых мер по соблюдению требований законодательства при строительстве и эксплуатации магистрального нефтепродуктопровода на участке недр под дном реки Обь.
Следовательно, выводы суда апелляционной инстанции о наличии события и состава вменяемого Обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, правомерны.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, судом не установлено.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку и обоснованно отклонены. В силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судом.
Арбитражным апелляционным судом при принятии постановления правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являются безусловным основанием для отмены судебного акта.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 03.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-20563/2012 Арбитражного суда Новосибирской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Общество не представило доказательства, подтверждающие принятие им всех необходимых мер по соблюдению требований законодательства при строительстве и эксплуатации магистрального нефтепродуктопровода на участке недр под дном реки Обь.
Следовательно, выводы суда апелляционной инстанции о наличии события и состава вменяемого Обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, правомерны."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 марта 2013 г. N Ф04-909/13 по делу N А45-20563/2012