г. Тюмень |
|
18 марта 2013 г. |
Дело N А03-132/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу территориального отдела надзорной деятельности N 8 по городу Новоалтайску и районам управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю на постановление от 02.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Бородулина И.И., Жданова Л.И., Скачкова О.А.) по делу N А03-132/2012 Арбитражного суда Алтайского края по заявлению индивидуального предпринимателя Юндалова Александра Александровича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (656056, город Барнаул, улица Интернациональная, 58, ИНН 2225066170, ОГРН 1042202279866) о признании незаконным предписания.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Юндалов Александр Александрович (далее - ИП Юндалов А.А.) обратился в арбитражный суд с заявлением к территориальному отделу надзорной деятельности N 8 по городу Новоалтайску и районам управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (далее - управление) о признании недействительным предписания от 05.10.2011 N 15/3/15/1-7.
Решением от 23.04.2012 Арбитражного суда Алтайского края требования заявителя удовлетворены частично: признаны недействительными пункты 1 - 5 предписания управления от 05.10.2011 N 15/3/15/1-7. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением от 02.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований ИП Юндалова А.А. о признании недействительными пунктов 6 и 7 оспариваемого предписания.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Податель кассационной жалобы полагает, что спорное здание заглубленного склада является объектом гражданской обороны - убежищем, что подтверждено представленными в суд письменными доказательствами. ИП Юндалов А.А. является лицом, эксплуатирующим данный объект.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу от ИП Юндалова А.А. в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, пришел к выводу о том, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением от 01.10.2011 N 15 в принадлежащем ИП Юндалову А.А. здании, расположенном по адресу: г. Новоалтайск, ул. Промплощадка, 7а 05.10.2011 проведена плановая проверка по надзору за соблюдением требований в области гражданской обороны.
В ходе проверки установлены допущенные ИП Юндаловым А.А. нарушения требований в области гражданской обороны, что отражено в акте проверки от 05.10.2011 N 15.
По результатам проверки управлением вынесено предписание от 05.10.2011 N 15/3/15/1-7, в котором предписано в срок до 10.01.2012 устранить нарушения, выразившиеся, в частности, -
- в необеспечении сохранности объекта гражданской обороны, непринятии мер по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию (пункт 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, пункт 16.4 Приказа МЧС России от 14.11.2008 N 687) - пункт 1 предписания;
- в перепланировке в нарушение пункта 3 Приказа МЧС России N 575 от 21.07.2005 помещений защитного сооружения гражданской обороны - пункт 2 предписания;
- в демонтировании оборудования защитного сооружения гражданской обороны - пункт 3 предписания;
- в отсутствии материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны (нарушен пункт 16.1 Приказа МЧС России от 14.11.2008 N 687) - пункт 4 предписания;
- в не определении порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны в составе группировки сил гражданской обороны в нарушение пункта 16.14 Приказа МЧС России от 14.11.2008 N 687 - пункт 5 предписания.
В нарушение пунктов 1.2, 1.3 Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 отсутствуют паспорт убежища, заверенный организацией (пункт 6 предписания), и приказ о назначении ответственного за эксплуатацию защитного сооружения (пункт 7 предписания).
ИП Юндалов А.А., не согласившись с вынесенным управлением предписанием, обратился в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что пункты 1-5 оспариваемого предписания являются незаконными и нарушают права заявителя в области предпринимательской деятельности, поскольку невыполнение в установленный срок предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет административную ответственность в виде административного штрафа (часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ), что приведет к необоснованному уменьшению имущественной сферы предпринимателя.
Суд первой инстанции также указал на то, что спорное здание является убежищем, и предприниматель должен подготовить паспорт убежища, заверенный организацией, издать приказ о назначении ответственного за эксплуатацию защитного сооружения.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований ИП Юндалова А.А. о признании недействительными пунктов 6 и 7 предписания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данные пункты не соответствуют требованиям законодательства, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявитель знал или должен был знать, что спорное здание заглубленного склада в момент его приобретения заявителем в силу закона продавцу не принадлежало и имело статус защитного сооружения гражданской обороны; ИП Юндалов А.А. является лицом, эксплуатирующим спорный объект гражданской обороны, поэтому на него не может возлагаться обязанность содержать объект гражданской обороны в надлежащем состоянии.
Выводы суда апелляционной инстанции являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
Статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 разработан и утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок).
В соответствии с положениями данного Порядка - к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия и иные объекты для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Создание таких объектов в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласованных с МЧС России и Министерством экономики Российской Федерации. Учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны ведут федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на соответствующих территориях, организации, имеющие на балансе защитные сооружения гражданской обороны и МЧС России.
Пункт 13 Порядка предусматривает возможность использования объектов гражданской обороны в мирное время в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
В соответствии с пунктом 14 Порядка - МЧС России принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктами 1.2, 2.1, 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, - статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений, заверенных органами технической инвентаризации.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
Согласно подпунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил - организации, на учете которых находятся защитные сооружения, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил). В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
Согласно паспорту убежища от 23.12.1983 N 10, оригинал которого обозревался в суде первой инстанции, убежище представляет собой отдельно стоящее сооружение общей площадью 208, 03 кв. м., расположенное по адресу: г. Новоалтайск, ул. Семафорная, 16, дата приемки в эксплуатацию - 30.09.1983. Убежище принадлежит Первомайскому РПО "Сельхозтехника" Россельхозтехники и в мирное время эксплуатируется как заглубленный склад инвентаря и оборудования.
Из акта оценки стоимости зданий и сооружений АООТ "Первомайский агроснаб" по состоянию на 01.07.1992 заглубленный склад имеет 100% износа и не имеет остаточной стоимости.
ОАО "Первомайский агроснаб" приобрело в собственность здание заглубленного склада общей площадью 483, 8 кв. м. по ул. Семафорная, 16 в соответствии с типовым планом приватизации, утвержденным Комитетом по управлению имуществом Первомайского района от 02.09.1992 N 45.
Это подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.11.1999, заявкой на приватизацию имущества, актом оценки стоимости основных средств от 01.07.1992.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.11.1999 серии АВ 138570 ограничения (обременения) права не зарегистрированы.
В заседании суда апелляционной инстанции было установлено, что в свою очередь, В.И. Ильин по договору купли-продажи от 20.07.1999 N 2 (что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 15.12.1999), приобрел данное здание заглубленного склада у ОАО "Первомайский агроснаб" без каких-либо ограничений (обременений) права и в дальнейшем реализовал его на основании договора купли-продажи от 19.11.2003 ООО "ТПК "Спектр".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.11.2003 ООО "ТПК "Спектр" является собственником здания заглубленного склада без ограничения права. В техническом паспорте на здание заглубленного склада по состоянию на 09.10.2003 указано, что назначение данного склада - производственное помещение. На тот момент здание заглубленного склада с кадастровым номером - 22:69:020201:0010:002/032Ц, инвентарный номер 10580/9, располагалось по адресу: ул. Семафорная, 16 и имело общую площадь 483, 8 кв. м.
О.Ю. Юндалова, супруга заявителя, на основании договора купли-продажи от 16.04.2008 приобрела у ООО "ТПК "Спектр" здание заглубленного склада общей площадью 195, 1 кв. м., расположенное по адресу: г. Новоалтайск, ул. Промплощадка, 7, кадастровый номер объекта 22:69:020201:0067:01:413:003:000005980 без обременений (ограничений) права. Указанное здание склада размещено на земельном участке общей площадью 3 573 кв. м. с кадастровым номером 22:69:020201:0067 (пункт 2.3 договора от 16.04.2008).
В соответствии с соглашением о разделе общего имущества супругов от 17.09.2008 право собственности на данное здание склада перешло к Юндалову А.А.
По адресу: ул. Промплощадка, 7, указанный земельный участок он приобрел на основании постановления администрации г. Новоалтайска от 11.03.2008 N 474 в результате разделения на две части земельного участка с кадастровым номером 22:69:020201:0035.
До этого времени здание заглубленного склада имело адрес: ул. Промплощадка, 7а, (до 04.03.2004 - ул. Семафорная, 16), соответственно в имеющейся в деле выписке из технического паспорта на здание заглубленного склада от 22.02.2008 здание склада имеет адрес: ул. Промплощадка, 7а, а в Выписке из единого госреестра объектов градостроительной деятельности от 09.04.2008 указан уже адрес: ул. Промплощадка, 7.
Согласно примечанию к указанной выписке площадь здания изменилась в связи с инвентаризацией, перемером, пересчетом.
В соответствии с условиями соглашения о разделе общего имущества супругов переход права собственности на здание заглубленного склада общей площадью 195, 1 кв. м., находящееся по адресу: Алтайский край, город Новоалтайск, ул. Промплощадка, 7 зарегистрирован на Юндалова А.А. В Управлении Федеральной регистрационной службы Алтайского края об этом произведена регистрационная запись от 29.09.2008. В соответствии с пунктом 5 данного соглашения вышеуказанное имущество не заложено, под арестом не состоит и не обременено никакими другими обязательствами.
Проанализировав представленные в материалы дела договоры купли-продажи имущества суд не установил наличие каких-либо указаний на то, что спорный объект имущества отчуждателю имущества не принадлежит. Управлением суду не представлено доказательств того, что право собственности продавца ограничено какими-либо обременениями или имеются другие препятствия по распоряжению данным правом.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что государственная регистрация права собственности как правопредшественника - ОАО "Первомайский агроснаб", В.И. Ильина, ООО "ТПК "Спектр", Юндаловой О.Ю., так и заявителя на спорный объект гражданской обороны не признавалась ничтожной.
Документы, свидетельствующие о том, что Российской Федерацией в лице соответствующих органов заявлялись требования о признании права федеральной собственности на объект гражданской обороны, о прекращении права собственности заявителя и об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду не представлены.
Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявитель знал или должен был знать о том, что здание заглубленного склада общей площадью 195, 1 кв. м., находящееся по адресу: Алтайский край, город Новоалтайск, ул. Промплощадка, 7 в момент приобретения его заявителем в силу закона продавцу не принадлежало и имело статус защитного сооружения гражданской обороны, а также того, что ИП Юндалов А.А. является лицом, эксплуатирующим спорный объект гражданской обороны.
В этой связи правомерным следует признать вывод о том, что на заявителя обязанность содержать объект гражданской обороны в надлежащем состоянии возлагаться не может.
Принимая во внимание, что выводы суда апелляционной инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 50 минут 18.03.2013.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 02.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-132/2012 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1.2, 2.1, 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, - статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений, заверенных органами технической инвентаризации.
...
Согласно подпунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил - организации, на учете которых находятся защитные сооружения, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил). В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 марта 2013 г. N Ф04-214/13 по делу N А03-132/2012