г. Тюмень |
|
28 марта 2013 г. |
Дело N А03-11246/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Лаптева Н.В.,
Рябининой Т.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную краевого государственного казённого учреждения "Управление автомобильных дорог Алтайского края" на решение от 15.10.2012 Арбитражного суда Алтайского края (судья Кулик М.А.) и постановление от 10.01.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи О.Ю. Киреева О.Ю., Нагишева О.Б., Терехина И.И.) по делу N А03-11246/2012 по иску краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (656049, Алтайский край, город Барнаул, улица Папанинцев, 105, ОГРН 1062225020824, ИНН 2225079331) к крестьянскому хозяйству "Сатурн" (659844, Алтайский край, Троицкий район, село Горновое, ОГРН 1032200871262, ИНН 2281000705) о взыскании обязательных платежей в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы.
Суд установил:
краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (далее - КГКУ "Алтайавтодор") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к крестьянскому хозяйству "Сатурн" (далее - КХ "Сатурн") о взыскании в пользу субъекта Российской Федерации - Алтайский край в лице администратора доходов краевого бюджета - краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Алтайского края" обязательных платежей в счет возмещения вреда, причиненного дорогам, находящимся в собственности Алтайского края, транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы в размере 636,14 руб.
Решением от 15.10.2012 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 10.01.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе КГКУ "Алтайавтодор" просит отменить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций, принять новый судебный акт.
Податель жалобы полагает, что согласно выписке из постановления Администрации Алтайского края от 27.04.2009 N 188 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения", содержащей перечень автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участок дороги, указанный в акте весового контроля, относится к дорогам регионального или межмуниципального значения. В акте весового контроля при указании, что данный участок относится к федеральным дорогам, допущена ошибка, которая не влияет на параметры взвешивания и фактический маршрут движения, необходимые для расчета причиненного вреда.
Также КГКУ "Алтайавтодор" указывает, что в нарушение действующего законодательства, движение транспортного средства, принадлежащего ответчику, осуществлялось без специально разрешения по дорогам регионального или межмуниципального значения.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу поддерживает выводы судом первой и апелляционной инстанции.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.02.2012 на пункте весового контроля в г. Барнауле, Правобережный тракт 24 осуществлено взвешивание автотранспортного средства КАМАЗ N К 873 ОР 22 с прицепом ГКБ N АН 7627 22, принадлежащего ответчику.
По результатам взвешивания составлен акт от 24.02.2012 N 205, в которым установлено превышение транспортным средством допустимых нагрузок. Сумма вреда, нанесенного автомобильным дорогам тяжеловесным транспортным средством, составила 636,14 руб. (с учетом уточнения требований).
КГКУ "Алтайавтодор" направило КХ "Сатурн" претензию о добровольном возмещении вреда.
Поскольку КХ "Сатурн" не возместило причиненный вред, КГКУ "Алтайавтодор" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании 636,14 руб.
При этом суд исходил из того, что в акте от 24.02.2012 N 205 указано, что автомобиль, принадлежащий ответчику, прошел расстояние по федеральной дороге, а истцом заявлено требование о взыскании обязательных платежей в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы арбитражных судов, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
В силу части 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах).
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Правила) реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим Постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством.
В соответствии с пунктом 3 Правил взимание платы производится тем органом, в подведомственности которого находится маршрут транспортного средства.
По результатам рассмотрения дела судами установлено, что транспортное средство ответчика прошло расстояние 59 км по федеральным дорогам. Кроме того, в тексте акта N 205 от 24.02.2012 внесены в одностороннем порядке исправления в части размера ущерба (сумма 102,66 руб. исправлена на сумму 957,52 руб.), то есть содержание акта корректировалось, в связи с чем суды пришли к выводам об отсутствии оснований для взимания платы в целях возмещения ущерба истцу.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы арбитражных судов и считает, что предъявляемые в целях возмещения вреда доказательства в своей совокупности должны с достоверностью подтверждать заявленные требования, и истец, не воспользовавшийся своим правом обеспечить документальное подтверждение достоверности сведений, изложенных в документах, на основании которых он претендует на возмещение вреда, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то обстоятельство, что указанный в акте N 205 от 24.02.2012 маршрут движения транспортного средства соответствует перечню автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, содержащемуся в выписке из постановления Администрации Алтайского края от 27.04.2009 N 188 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения", судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку данный вывод носит вероятностный характер, маршрут движения - Троиский район, Горновое - Мостовой переход через р. Обь - Барнаул, в указанном нормативном акте не значится, в представленной схеме движения имеются как федеральные, так и региональные дороги общего пользования.
Поскольку доводы истца о правомерности взыскания обязательных платежей в счет возмещения вреда не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела путем представления совокупности допустимых доказательств, суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении требований.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу, которым судами на основе полного и всестороннего исследования доказательств, представленных сторонами, дана правильная оценка.
Основания для переоценки выводов судов по представленным в материалы дела доказательствам у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.10.2012 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 10.01.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-11246/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах).
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Правила) реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим Постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 марта 2013 г. N Ф04-1309/13 по делу N А03-11246/2012