г. Тюмень |
|
1 апреля 2013 г. |
Дело N А75-3358/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Беловой Л.В.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" на решение от 16.07.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 20.11.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зиновьева Т.А., Веревкин А.В., Глухих А.Н.) по делу N А75-3358/2012 по заявлению Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628012, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 23, ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" (628486, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Когалым, улица Прибалтийская, 20, ИНН 8608048498, ОГРН 1028601441978) о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду.
Суд установил:
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба Природнадзора) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", общество) о взыскании ущерба в размере 252 720 руб., причиненного лесному фонду нарушением лесного законодательства.
Решением от 16.07.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры исковое заявление Службы Природнадзора удовлетворено.
Постановлением от 20.11.2012 Восьмой арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению общества, судами не учтено возмещение причиненного вреда окружающей среде в добровольном порядке путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет средств ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" в соответствии с проектами рекультивационных и восстановительных работ.
Кроме того, общество считает неправомерным применение коэффициента индексации 1,3 при расчете размера вреда.
В отзыве на кассационную жалобу Служба Природнадзора, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам проверки соблюдения требований лесного и природоохранного законодательства, осуществленной на основании распоряжения от 29.09.2011 N 413, Службой Природнадзора выявлено загрязнение нефтепродуктами участков площадью 0,01 и 0,04 га, допущенное ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" на территории Новоаганского урочища Когалымского участкового лесничества Территориального отдела - Сургутское лесничество, квартал 557, выделы 27, 86.
По данному факту составлены акт от 05.10.2011 и протокол о лесонарушении от 18.10.2011 N 10, на основании которых вынесено постановление от 08.12.2011 N 03-1060/2011-с о привлечении ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа размере 30 000 руб.
Рассчитанный Службой Природнадзора размер ущерба составил 252 608 руб.
Поскольку в добровольном порядке ущерб ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" не был возмещен, Служба Природнадзора обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании названного ущерба.
Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что общество является владельцем источника повышенной опасности (опасного производственного объекта - нефтепровода) и в силу статей 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) несет ответственность за вред, причиненный лесам в результате загрязнения почв и деревьев нефтепродуктами. При этом суды признали правильным, произведенный Службой Природнадзора расчет ущерба в размере 252 608 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этим лицом вред лесам.
Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" предусмотрена методика и утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным факт загрязнения нефтепродуктами участков лесного фонда площадью 0,01 и 0,04 га в квартале 557, выделах 27, 86 Новоаганского урочища Когалымского участкового лесничества Территориального отдела - Сургутское лесничество, 557, выделы 27, 86.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонены доводы общества о добровольном возмещении им вреда в натуре в соответствии с проектом рекультивации загрязненных земель, поскольку в данном случае восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствий загрязнения участка лесного фонда.
Нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение, высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой.
Последствием разлива нефти на участке лесного фонда является причинение экологического вреда (негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов), поскольку в условиях лесного биогеоценоза каждый компонент природный среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и оказывает влияние на окружающее пространство.
Поскольку эксплуатационные леса расположены на землях лесного фонда, Службой Природнадзора правомерно применены методика и таксы исчисления вреда, причиненного лесам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 273 от 08.05.2007 (приложение N 4).
Изложенным в кассационной жалобе доводам ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" о неправильном расчете Службой Природнадзора суммы ущерба, причиненного лесам, дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Принимая во внимание, что в кассационной жалобе не содержится указаний на доказательства, опровергающие выводы двух судебных инстанций, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.07.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 20.11.2012 Восьмой арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3358/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" предусмотрена методика и утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
...
Поскольку эксплуатационные леса расположены на землях лесного фонда, Службой Природнадзора правомерно применены методика и таксы исчисления вреда, причиненного лесам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 273 от 08.05.2007 (приложение N 4)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 апреля 2013 г. N Ф04-914/13 по делу N А75-3358/2012
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-914/13
20.11.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8039/12
24.09.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8039/12
05.09.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8039/12
16.07.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3358/12