г. Тюмень |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А27-13800/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы на надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области на решение от 09.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Обухова Г.П.) и постановление от 10.12.2012 арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Бородулина И.И. Жданова Л.И.) по делу N А27-13800/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (ИНН 4205153492, ОГРН 1084205006600) к Управлению Федеральной службы на надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) о признании недействительным предписания.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - ОАО "СКЭК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее - Управление Росприроднадзора по Кемеровской области) о признании недействительным предписания от 10.04.2012 N ВЗН-083/13 по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользовании недрами.
Решением от 09.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 10.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены.
Оспариваемое предписание Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 10.04.2012 N ВЗН-083/13 по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование недрами признано недействительным.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора по Кемеровской области, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты.
По мнению заявителя жалобы, на момент окончания проверки 10.04.2012 установлено, что Общество не предоставило отчет о выполнении условий лицензионного соглашения первого этапа пользования недрами, тем самым не выполнило пункт 4.11 лицензионного соглашения к лицензии КЕМ 014237 ВЭ.
В отзыве ОАО "СКЭК" указывает на окончание срока действия вышеуказанной лицензии, на участок недр "Каменский" получена новая лицензия, по условиям которой отчет по результатам первого этапа должен быть предоставлен в срок до 01.03.2015.
Общество считает, что Управление Росприроднадзора по Кемеровской области выдало заведомо неисполнимое предписание и превысило свои полномочия.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалоб и отзыве на данную жалобу, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в отношении ОАО "СКЭК" Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области на основании утвержденного и согласованного с органами прокуратуры плана контрольно-надзорной деятельности на 2012 год, в соответствии с указанными в плане объектами государственного контроля проведена плановая проверка, по результатам которой установлено, что Общество осуществляло деятельность по добыче подземных вод на участках недр "Октябрьский", "Каменский" на основании лицензии КЕМ 01437 ВЭ, выданной 02.06.2009.
В ходе выездной проверки ОАО "СКЭК" выявлено невыполнение Обществом пункта 4.11 лицензии КЕМ 01437ВЭ, выданной 02.06.2009, в связи с чем, Управление Росприроднадзора по Кемеровской области вынесло предписание от 10.04.2012 N ВЗН-083/13 по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование недрами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды пришли к выводу о несоответствии вынесенного Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области предписания действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Общество осуществляло деятельность по добыче подземных вод на участках недр "Октябрьский", "Каменский" на основании лицензии КЕМ 01437 ВЭ, выданной 02.06.2009.
Пунктом 4.11 лицензионного соглашения, являющегося приложением к лицензии КЕМ 01437 ВЭ, выданной 02.06.2009 ОАО "СКЭК" установлена обязанность недропользователя до 31.12.2004 представить в Комитет природных ресурсов по Кемеровской области отчета о выполнении условий лицензионного соглашения первого этапа пользования недрами, включающий в себя результаты мониторинговых наблюдений за изменением гидрогеологической и водохозяйственной обстановок, количественные и качественные показатели подземных вод и внести соответствующие изменения и дополнения в условия настоящей лицензии.
Согласно оспариваемому предписанию ОАО "СКЭК" предписано представить в Кузбасснедра отчет о выполнении условий лицензионного соглашения первого этапа пользования недрами на участке "Каменский", включающий в себя результаты мониторинговых наблюдений за изменением гидрогеологической и водохозяйственной обстановок, количественные и качественные показатели подземных вод, условия формирования эксплуатационных запасов, и внести соответствующие изменения и дополнения в условия настоящей лицензии. Получить решение комиссии при Кузбасснедра о принятии материалов первого этапа и внесения изменений (дополнений) в лицензию второго этапа. Срок исполнения предписания установлен - до 15.09.2012.
Судами установлено, что на момент выдачи оспариваемого предписания срок действия лицензии КЕМ 01437 ВЭ истек 31.03.2012.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, устанавливая требования о предоставлении в Кузбасснедра отчета о выполнении первого этапа пользования недрами, о внесении соответствующих изменений и дополнений в условия настоящей лицензии (КЕМ 01437 ВЭ) и получении соответствующего решения комиссии при Кузбасснедра о принятии материалов первого этапа и внесения изменений (дополнений) в лицензию второго этапа, Управление Росприроднадзора по Кемеровской области выдано заведомо неисполнимое предписание, поскольку внесение изменений и дополнений в условия лицензии, прекратившей свое действие, невозможно.
Кроме того, согласно подпункту "д" пункта 4.1.1. лицензии КЕМ 01649 ВЭ, выданной ОАО "СКЭК" - 25.04.2012 на пользование недрами на участке "Каменский", недропользователь обязан в срок до 01.03.2015 представить в Кузбасснедра о выполнении условий пользования недрами Участка недр по результатам первого этапа, обоснованные предложения по условиям пользования недрами на втором этапе и внести соответствующие изменения и дополнения в лицензию.
Из вышеизложенного следует, что лицензирующим органом установлен новый, конкретный срок для выполнения первого этапа пользования недрами и представления отчета о таком выполнении и внесении соответствующих изменений и дополнений в лицензию КЕМ 01649.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требование Общества, признав недействительными обжалуемое предписание.
Доводы, изложенные в кассационной жалобы, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая правовая оценка.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, а также соответствия выводов суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Из вышеуказанной нормы прав следует, что переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
При таких обстоятельствах, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 10.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13800/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 марта 2013 г. N Ф04-94/13 по делу N А27-13800/2012