г. Тюмень |
|
9 апреля 2013 г. |
Дело N А27-13796/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Новоселова В.И.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области на решение от 09.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Обухова Г.П.) и постановление от 18.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Хайкина С.Н., Усанина Н.А.) по делу N А27-13796/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (650000, город Кемерово, улица Кузбасская, 6, ИНН 4205153492, ОГРН 1084205006600) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (650099, Кемеровская область, город Кемерово, улица Ноградская, 19, А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) о признании недействительным предписания.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - ОАО "СКЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее - управление) от 10.04.2012 N ВЗН-083/8 по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование недрами.
Решением от 09.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 18.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое предписание управления признано недействительным.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты.
Податель кассационной жалобы считает, что предписание от 10.04.2012 N ВЗН-083/8 вынесено обоснованно.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "СКЭК" просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку проект мониторинга направлялся на согласование в Управление по недропользованию по Кемеровской области (далее - Кузбасснедра) дважды, но был получен отказ в его согласовании, ввиду того, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проект мониторинга, как самостоятельный документ, не может быть согласован.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "СКЭК" осуществляет деятельность по добыче подземных вод на участке недр "Ягуновский водозабор" для обеспечения питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности р.п. Ягуновский на основании лицензии на пользование недрами КЕМ 01447 ВЭ, выданной 24.06.2009, со сроком действия до 31.07.2014.
Данная лицензия выдана ОАО "СКЭК" взамен ранее выданной лицензии КЕМ 01138 ВЭ от 16.04.2004, ОАО "СКЭК" является полным правопреемником общества с ограниченной ответственностью "СКЭК" в части прав и обязанностей, установленных лицензией на пользование недрами КЕМ 01138 ВЭ.
В связи с этим приложенное к лицензии КЕМ 01447 ВЭ лицензионное соглашение содержит те же права и обязанности, что и ранее действующая лицензия и с ранее установленными сроками для исполнения условий лицензии.
Пунктом 4.6 лицензии КЕМ 01447 ВЭ установлено, что на первом этапе пользования недрами недропользователь должен был до 31.03.2005 разработать и согласовать с Объединенным главным управлением природных ресурсов и охране окружающей среды МПР России по Кемеровской области и ЦГСЭН по принадлежности проект мониторинга подземных вод, составленный в соответствии с "Требованиями к составу информации для ведения государственного мониторинга подземных вод Российской Федерации" (Роснедра, Москва, 1994).
Из акта проверки от 10.04.2012 следует, что в ходе выездной проверки выявлено невыполнение обществом пункта 4.6 лицензии КЕМ 01447 ВЭ.
Установлено также, что обществом предоставлен проект мониторинга подземных вод "Ягуновский водозабор"", но согласование с Кузбасснедра не предоставлено.
В этой связи ОАО "СКЭК" выдано предписание от 10.04.2012 N ВЗН-083/8 по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование недрами, согласно которому обществу предписано согласовать с Кузбасснедра проект мониторинга подземных вод на участке недр "Ягуновский водозабор" г. Кемерово-2011.
Общество, не согласившись с вынесенным управлением предписанием, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что управлением выдано заведомо неисполнимое предписание. В настоящее время Кузбасснедра отказывает согласовать данный проект обществу в качестве самостоятельного документа.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными и соответствующими обстоятельствам дела.
Из буквального содержания оспариваемого предписания следует, что управление требует от общества в срок до 15.09.2012 устранить выявленные нарушения и выполнить следующие мероприятия: "согласовать с Кузбасснедра проект мониторинга подземных вод на участке недр "Ягуновский водозабор" г. Кемерово-2011.
Вместе с тем, документы, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о том, что проект мониторинга подземных вод на участке недр "Ягуновский водозабор" был подготовлен и направлялся на согласование с Кузбасснедра, однако не был им согласован.
Так, в письме от 27.02.2012 N 13-5/618 Кузбасснедра указало, что с учетом изменений законодательства при добыче подземных вод для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности утверждению подлежит проект водозабора. В настоящее время проект мониторинга подземных вод Ягуновского водозабора может быть рассмотрен Кузбасснедра только в соответствии с требованиями статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), как часть проекта водозабора.
Тот факт, что Кузбасснедра отказало в согласовании проекта мониторинга подземных вод, как самостоятельного документа, отражен в акте проверки, то есть управлению было известно, что проект мониторинга может быть рассмотрен Кузбасснедра только как часть проекта водозабора.
Несмотря на это, в предписании управление требует согласовать с Кузбасснедра разработанный обществом проект мониторинга подземных вод в качестве самостоятельного документа.
В мае 2012 года общество повторно направило на согласование проект мониторинга подземных вод в районе водозабора ОАО "СКЭК" на участке недр "Ягуновский водозабор".
Письмом от 09.08.2012 N 13-5/2694 Кузбасснедра сообщило обществу, что представленный на согласование проект мониторинга возвращается недропользователю без рассмотрения, поскольку уже был выдан отказ от 27.02.2012 N 13-5/618 по этому вопросу. Кузбасснедра готово рассмотреть вопросы мониторинга подземных вод в составе проекта Ягуновского водозабора в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах - разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
На основании подпункта "в" пункта 9 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, - при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод согласованию подлежит проект водозабора.
Основанием для отказа со стороны Кузбасснедра в согласовании проекта организации и ведения мониторинга подземных вод, как указано судами, является то, что мониторинг должен быть определен в составе проекта водозабора.
Между тем, в оспариваемом предписании управление требует согласовать с Кузбасснедра разработанный проект мониторинга подземных вод на участке недр "Ягуновский водозабор" в качестве самостоятельного документа.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ полно и всесторонне представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу о том, что управлением выдано заведомо невыполнимое предписание. Это не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Доводы подателя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств дела, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 18.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13796/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из буквального содержания оспариваемого предписания следует, что управление требует от общества в срок до 15.09.2012 устранить выявленные нарушения и выполнить следующие мероприятия: "согласовать с Кузбасснедра проект мониторинга подземных вод на участке недр "Ягуновский водозабор" г. Кемерово-2011.
Вместе с тем, документы, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о том, что проект мониторинга подземных вод на участке недр "Ягуновский водозабор" был подготовлен и направлялся на согласование с Кузбасснедра, однако не был им согласован.
Так, в письме от 27.02.2012 N 13-5/618 Кузбасснедра указало, что с учетом изменений законодательства при добыче подземных вод для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности утверждению подлежит проект водозабора. В настоящее время проект мониторинга подземных вод Ягуновского водозабора может быть рассмотрен Кузбасснедра только в соответствии с требованиями статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), как часть проекта водозабора.
...
На основании подпункта "в" пункта 9 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, - при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод согласованию подлежит проект водозабора."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2013 г. N Ф04-472/13 по делу N А27-13796/2012