г. Тюмень |
|
18 апреля 2013 г. |
Дело N А75-9129/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Беловой Л.В.
Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2012 (судьи Кливер Е.П., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-9129/2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (28331, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, поселок городского типа Пойковский, 1-й Микрорайон, 115, ИНН 8604035473, ОГРН 1058602819538) к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628012, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 23, ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) о признании недействительным представления от 04.08.2011 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Павлова А.Н. по доверенности от 01.12.2012 N 560/12.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба Природнадзора ХМАО-Югра) о признании недействительным представления от 04.08.2011 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Решением от 02.04.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Постановлением от 04.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 02.04.2012 суда первой инстанции отменено. По делу принят новый судебный акт о признании недействительным представления от 04.08.2011 N 667/2011 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения в связи с отсутствием полномочий у Служба Природнадзора ХМАО-Югра.
В кассационной жалобе Служба Природнадзора ХМАО-Югра, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 04.07.2012 суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у Службы Природнадзора ХМАО-Югра полномочий по осуществлению федерального лесного надзора являются незаконными, противоречащими нормам Лестного кодекса Российской Федерации (часть 9 статьи 83), статье 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным.
По определению суда кассационной инстанции от 30.08.2012 рассмотрение кассационной жалобы было отложено до 26.09.2012 до 15 час. 40 мин. в связи с запросом Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в порядке надзора из Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры дел по аналогичной категории.
По определению суда кассационной инстанции от 28.11.2012 производство по делу приостановлено до рассмотрения и опубликования на сайте суда полного текста судебного решения по принятому к производству в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации аналогичного дела.
По ходатайству заявителя жалобы, производство по кассационной жалобе было возобновлено - 27.03.2013 и рассмотрение кассационной жалобы назначено на 16.04.2013 в 10 час. 20 мин.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и заслушав представителя Общества, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу пришел к выводу, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Службой Природнадзора ХМАО-Югра было вынесено постановление от 04.08.2011 N 03-667/2011-с о привлечении ООО "РН-Юганскнефтегаз" к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение лесного законодательства - гибели деревьев в кварталах NN 328-329 Угутского участкового лесничества территориального отдела - Юганского лесничество вследствие разгермитизации высоконапорного водовода и попадания подтоварной воды на лесной участок площадью 0.35 га (обводненное болото).
На основании вышеуказанного постановления о привлечении к административной ответственности Службой Природнадзора ХМАО-Югры выдано представление от 04.08.2011 N 667/2011, которым ООО "РН-Юганскнефтегаз" вменено в обязанность со сроком исполнения - до 01.08.2012 проведение следующих мероприятий:
- разработать проект рекультивации загрязненного подтоварной водой лесного участка, расположенного в квартале N 328, 329 Угутского участкового лесничества Территориального отдела - Юганское лесничество расположенного в районе места разгерметизации высоконапорного водовода "т. 9 - т. 24" площадью 0,35 га;
- произвести рекультивацию загрязненного подтоварной водой лесного участка, расположенного в квартале N 328, 329 Угутского участкового лесничества Территориального отдела - Юганское лесничество, расположенного в районе места разгерметизации высоконапорного водовода "т. 9 - т. 24" площадью 0,35 га;
Полагая, что указанное представление нарушает его права и законные интересы, ООО "РН-Юганскнефтегаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, исходил из наличия законных оснований для вынесения Службой Природнадзора ХМАО-Югра оспариваемого предписания, а также наличия у данной Службы полномочий по контролю и надзору по проведению государственного лесного контроля (надзора) в отношении загрязненного участка лесного фонда.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемое представление, вынесенное Службой Природнадзора ХМАО-Югры в отношении организации, включенной в список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденный Приказом от 29.10.2010 N 476 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, является незаконным, как принятое с превышение ее полномочий.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, исходя из следующего.
Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 этого Кодекса.
Пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий.
Статьями 23.24 и 23.24.1 КоАП РФ определено, что органы, осуществляющие федеральный государственный лесной контроль и надзор, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.31 КоАП РФ.
Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, установлено, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства на землях обороны и безопасности, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2010 N 177, (действовавшего в проверяемый период) определено, что служба по контролю и надзору является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охотничьего надзора, лесного надзора, пожарного надзора в лесах), в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Служба Природнадзора ХМАО-Югры в пределах предоставленных полномочий осуществляет лесной надзор, в том числе и в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2013 N 11243/12, в котором указано, что при данных обстоятельствах и исходя из единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда по аналогичному делу подлежит отмене.
С учетом установленных обстоятельств, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что в рамках предоставленных Службе Природнадзора ХМАО-Югры полномочий, предоставленный Обществу срок для устранения загрязнения лесного участков, расположенных в кварталах N 328,329 Угутского участкового лесничества и рекультивации данного лесного участка является достаточным, не нарушает прав и законных интересов Общества, определен с целью минимизации нанесенного ущерба окружающей среде, поскольку установление более длительного срока будет способствовать увеличению площади загрязнения.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 04.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-9129/2011 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры отменить.
Оставить в силе решение от 02.04.2012 Арбитражного суда Ханты -Мансийского автономного округа - Югры по данному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2010 N 177, (действовавшего в проверяемый период) определено, что служба по контролю и надзору является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охотничьего надзора, лесного надзора, пожарного надзора в лесах), в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Служба Природнадзора ХМАО-Югры в пределах предоставленных полномочий осуществляет лесной надзор, в том числе и в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2013 N 11243/12, в котором указано, что при данных обстоятельствах и исходя из единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда по аналогичному делу подлежит отмене."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 апреля 2013 г. N Ф04-3905/12 по делу N А75-9129/2011
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3905/12
04.07.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4259/12
17.05.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4259/12
02.04.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9129/11
02.04.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9129/11