г. Тюмень |
|
17 апреля 2013 г. |
Дело N А46-30681/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Маняшиной В.П.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ТАНДЕР" на решение от 18.01.2013 Арбитражного суда Омской области (судьи Стрелкова Г.В., Третинник М.А., Крещановская Л.А.) по делу N А46-30681/2012 по заявлению закрытого акционерного общества "ТАНДЕР" (350000, город Краснодар, улица имени Леваневского, 185, ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) к администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (644504, Омская область, Омский район, село Лузино, улица 30 лет Победы, 14, ИНН 5528025186, ОРГН 1055553038078) об оспаривании нормативного правового акта.
В заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "ТАНДЕР" - Гусев А.А. (доверенность от 12.02.2013).
Суд установил:
Закрытое акционерное общество "ТАНДЕР" (далее - ЗАО "ТАНДЕР", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействующим постановления администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 28.08.2012 N 222 "Об определении прилегающих территорий к местам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции" (далее - администрация, постановление N 222), как не соответствующее части 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и пункту 2 статьи 6, статье 5 Закона Омской области от 28.12.2005 N 717-ОЗ "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Омской области".
Решением от 18.01.2013 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявления ЗАО "ТАНДЕР" отказано, оспариваемое заявителем постановление N 222 признано соответствующим части 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) и пункту 2 статьи 6, статье 5 Закона Омской области от 28.12.2005 N 717-ОЗ "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Омской области" (далее - Закон N 717-ОЗ).
В кассационной жалобе и дополнении к ней ЗАО "ТАНДЕР" просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя, в нарушение части 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не дал правовой оценки соответствия оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и сделал необоснованный вывод об отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов.
В подтверждение своих доводов ЗАО "ТАНДЕР" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - результатов маркетинговой экспертизы "Продажи алкогольной продукции в магазине "Магнит", проведенной в апреле 2013 года.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Участвовавший в судебном заседании представитель ЗАО "ТАНДЕР" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства ЗАО "ТАНДЕР" о приобщении к материалам дела результатов маркетинговой экспертизы "Продажи алкогольной продукции в магазине "Магнит", проведенной в апреле 2013 года, которые заявителем не представлялись при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы ЗАО "ТАНДЕР", суд кассационной инстанции пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
ЗАО "ТАНДЕР", полагая, что администрация, установив в постановлении N 222 ограничения на розничную продажу алкогольной продукции, вышла за рамки полномочий, предоставленных органам местного самоуправления законодательством Российской Федерации, и нарушила право заявителя на свободное осуществление предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании не действующим постановления N 222.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регулируются Законом N 171-ФЗ.
В статье 16 данного Закона приведены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции и установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (часть 5 статьи 16 Закона N 171-ФЗ).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Согласно статье 19 указанного Закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Омской области "О внесении изменений в Закон Омской области "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Омской области" от 05.12.2011 N 1411-ОЗ статья 5 и пункт 2 статьи 6, на соответствие которым заявитель просит проверить нормативный акт, были исключены из Закона N 717-ОЗ и не действовали на момент издания постановления N 222.
Постановлением N 222 администрация определила перечень мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, согласно приложению к настоящему постановлению.
Согласно названному постановлению прилегающими территориями являются территории на расстоянии 100 метров от мест, указанных в приложении. Расстояние для определения прилегающих территорий рассчитывается с учетом кратчайшей пешеходной доступности от предназначенных для посетителей входных дверей объектов, указанных в пунктах 1-5 Приложения, либо от предназначенного для посетителей входа на территорию объектов, указанных в пунктах 6-8 Приложения, до предназначенных для посетителей входных дверей объектов, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции. В случае, если объект, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, находится в изолированном помещении внутри здания или строения (торгового центра, торгового комплекса), при расчете расстояния для определения прилегающей территории учитывается расстояние внутри здания или строения.
Постановление опубликовано в газете "Омский муниципальный вестник" от 29.08.2012 N 22.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что ЗАО "ТАНДЕР" не представлены доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов включением в перечень мест массового скопления объектов, указанных в приложении к постановлению N 222.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое ЗАО "ТАНДЕР" постановление N 222 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.01.2013 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-30681/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 16 данного Закона приведены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции и установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (часть 5 статьи 16 Закона N 171-ФЗ).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Согласно статье 19 указанного Закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Омской области "О внесении изменений в Закон Омской области "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Омской области" от 05.12.2011 N 1411-ОЗ статья 5 и пункт 2 статьи 6, на соответствие которым заявитель просит проверить нормативный акт, были исключены из Закона N 717-ОЗ и не действовали на момент издания постановления N 222."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2013 г. N Ф04-1192/13 по делу N А46-30681/2012