г. Тюмень |
|
17 апреля 2013 г. |
Дело N А46-27198/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 02.11.2012 (судья Крещановская Л.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2013 (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу N А46-27198/2012 по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (191002, город Санкт-Петербург, улица Достоевского, дом 15, ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) к Государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (644010, город Омск, улица Пушкина, дом 67, ИНН 5504018510, ОГРН 1025500972716) о признании недействительным приказа и обязании вынести решение.
Суд установил:
открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным приказ филиала N 9 Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, Филиал N 9 ФСС) от 27.06.2012 N 776 и обязании Фонда социального страхования вынести решение о финансовом обеспечении Общества на 2011 год предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительных мероприятий) в сумме 245 900 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.11.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2013, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Обратившись с кассационной жалобой, Инспекция, полагая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление судебных инстанций и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций в нарушение положения статей 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дали оценку всем доказательствам и доводам Фонда социального страхования.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 29.07.2011 ОАО "Ростелеком" обратилось по месту нахождения своего Омского филиала в территориальный орган по месту своей регистрации - Филиал N 9 ФСС с заявлением от 27.06.2011 N 19-36/3006 о финансировании в счет начисляемых в текущем календарном году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
03 августа 2011 года в адрес заявителя Филиалом N 9 ФСС направлено письмо N 22-01-28/01/13509, в котором указано на отсутствие оснований для финансового обеспечения Омским филиалом ОАО "Ростелеком" предупредительных мер.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.04.2012 по делу N А46-11267/2011 вышеуказанные действия государственного органа признаны незаконными, суд обязал заинтересованное лицо принять решение о финансовом обеспечении предупредительных мероприятий ОАО "Ростелеком" и объеме финансового обеспечения указанных мероприятий в 2011 году.
27 июня 2012 года Филиалом N 9 ФСС со ссылкой на постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.04.2012 по делу N А46-11267/2012 вынесен приказ N 776 "О финансовом обеспечении предупредительных мероприятий ОАО "Ростелеком" на 2011 год", согласно которому ОАО "Ростелеком" отказано в финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний согласно заявлению Общества 2011 года и объему средств, рассчитанному на 2011 год за счет страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке в Фонд социального страхования в 2012 году.
Несогласие с вышеназванным приказом Филиала N 9 ФСС послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В силу статьи 3 Закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда.
В соответствии с пунктом 3 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в территориальных органах фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.03.2004 N 27 (далее - Порядок), юридические лица, имеющие структурные подразделения, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящего Порядка, регистрируются в качестве страхователей в территориальном органе Фонда по месту нахождения данных обособленных подразделений.
Материалами дела установлено, что ОАО "Ростелеком" было зарегистрировано в качестве страхователя в Омском региональном отделении Фонда социального страхования в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что Фонд социального страхования вправе принимать решения о направлении до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных названным подпунктом, осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия финансового обеспечения страхователем в 2011 году предупредительных мер определены в Правилах финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом от 11.02.2011 N 101н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Правила финансового обеспечения).
Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования в текущем календарном году. Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
В соответствии с пунктом 4 Правил финансового обеспечения для реализации страхователем права на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователю необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Фонда социального страхования по месту своей регистрации в срок до 1 августа 2011 года.
Суды обеих инстанций, руководствуясь вышеуказанными нормами права, исследовав и оценив доказательства по делу, установив, что Общество уплачивало страховые взносы в 2010 году и в 1 квартале 2011 года, у него отсутствуют недоимки по страховым взносам, заявление о финансировании предупредительных мер подано в установленный срок и в установленном порядке, в материалах дела отсутствуют сведения о наличии в заявлении об объеме средств недостоверной информации, право на получение Обществом финансового обеспечения предупредительных мероприятий в 2011 году подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.04.2012 по делу N А46-11267/2011, которое в силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для исполнения Фондом социального страхования, сделали обоснованный вывод о признании недействительным приказа Фонда социального страхования от 27.06.2012 N 776 и обязании Фонда социального страхования вынести решение о финансовом обеспечении Общества на 2011 год предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительных мероприятий) в сумме 245 900 руб.
Доводы Фонда социального страхования, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что Омский Филиал ОАО "Ростелеком" не сможет воспользоваться правом на финансирование предупредительных мероприятий ввиду неуплаты страховых взносов в г. Омске в дальнейшем, о том, что отношения в области обязательного социального страхования между Филиалом N 9 ФСС и Омским филиалом ОАО "Ростелеком" прекращены, так как последний снят с регистрационного учета 19.09.2012, а также ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что в 2012 году порядок финансового обеспечения предупредительных мер регулируется Правилами финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", утвержденными приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 10.02.2012 N 113н, которому соответствует обжалуемый приказ, судом кассационной инстанции отклоняются как не состоятельные.
Все доводы были заявлены в суд апелляционной инстанции, они повторяют позицию Фонда социального страхования по делу, были полно и всесторонне исследованы апелляционным судом, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы Арбитражного суда Омской области и Восьмого арбитражного апелляционного суда подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 02.11.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2013 по делу N А46-27198/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Фонда социального страхования, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что Омский Филиал ОАО "Ростелеком" не сможет воспользоваться правом на финансирование предупредительных мероприятий ввиду неуплаты страховых взносов в г. Омске в дальнейшем, о том, что отношения в области обязательного социального страхования между Филиалом N 9 ФСС и Омским филиалом ОАО "Ростелеком" прекращены, так как последний снят с регистрационного учета 19.09.2012, а также ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что в 2012 году порядок финансового обеспечения предупредительных мер регулируется Правилами финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", утвержденными приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 10.02.2012 N 113н, которому соответствует обжалуемый приказ, судом кассационной инстанции отклоняются как не состоятельные."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2013 г. N Ф04-920/13 по делу N А46-27198/2012
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8903/13
01.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8903/13
17.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-920/13
15.01.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10726/12
03.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10726/12
02.11.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-27198/12