город Омск |
|
15 января 2013 г. |
Дело N А46-27198/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10726/2012) Государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - ОРО ФСС РФ; заинтересованное лицо; страховщик; Фонд)
на решение Арбитражного суда Омской области от 02.11.2012 по делу N А46-27198/2012 (судья Крещановская Л.А.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной связи "Ростелеком", ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388 (далее - ОАО "Ростелеком"; Общество; заявитель)
к ГУ - ОРО ФСС РФ,
о признании недействительным приказа филиала N 9 Государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 27.06.2012 N 776 и обязании вынести решение о финансовом обеспечении,
при участии в судебном заседании:
от ГУ ОРО ФСС РФ - Канушин Е.А. по доверенности от 17.12.2012 N 24, действительной по 31.12.2013 (удостоверение); Сабаев А.П. по доверенности от 17.12.2012 N 53, действительной по 31.12.2013 (удостоверение); Соломкин А.А. по доверенности от 17.12.2012 N 36, действительной по 31.12.2012 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от Общества - Русинова Т.А. по доверенности от 14.07.2011 N 12-600/4-186, действительной по 01.06.2014 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
установил:
ОАО "Ростелеком" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к ГУ ОРО ФСС РФ, в котором просило:
- признать недействительным приказ филиала N 9 Государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 27.06.2012 N 776;
- обязать заинтересованное лицо вынести решение о финансовом обеспечении Общества на 2011 год предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в сумме 245 900 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.11.2012 заявленные Обществом требования удовлетворены.
При принятии решения суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Положения об Омском филиале общества, утвержденном Советом директоров общества, Правил финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.02.2011 N 101н, пришел к выводу о недействительности оспариваемого распоряжения.
В апелляционной жалобе ГУ ОРО ФСС РФ просит решение арбитражного суда отменить.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ссылается на то, что ОАО "Ростелеком" было зарегистрировано 20.04.2011 и снято с регистрационного учета 19.09.2012, в связи с чем, отношения в области обязательного социального страхования между страховщиком и страхователем прекращены.
ГУ - ОРО ФСС РФ отмечает, что бюджетные обязательства по финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2011 году отделением Фонда исполнены.
Заинтересованное лицо считает, что Общество не имеет права за счет страховых взносов, подлежащих перечислению в Фонд в 2012 году, осуществлять финансовое обеспечение предупредительных мер согласно его заявлению 2011 года и объему средств, рассчитанному на 2011 год.
Податель жалобы указывает на то, что сумма доведенных Омскому отделению Фонда ассигнований на финансовое обеспечение предупредительных мер распределяется между всеми страхователями, выполнившими условия, при наличии которых в текущем календарном году они имеют право на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Размер такого финансирования варьируется от 01% до 20% и определяется страховщиком. В данном случае определить размер финансового обеспечения предупредительных мер не представляется возможным, так как предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на 2011 год полностью распределены.
ГУ - ОРО ФСС РФ в апелляционной жалобе отмечает, что Правила финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.02.2011 N 101н (далее - Правила финансового обеспечения предупредительных мер), утратили силу.
В 2012 году порядок финансового обеспечения предупредительных мер регулируется Правилами финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.02.2012 N 113н, которым соответствует обжалуемый приказ.
Представитель ОАО "Ростелеком" в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
29.07.2011 ОАО "Ростелеком" обратилось по месту нахождения своего Омского филиала в территориальный орган по месту своей регистрации - Филиал N 9 ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением от 27.06.2011 N19-36/3006 о финансировании в счет начисляемых в текущем календарном году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
03.08.2011 в адрес заявителя Филиалом N 9 ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ направлено письмо N 22-01-28/01/13509, в котором указано на отсутствие оснований для финансового обеспечения Омским филиалом ОАО "Ростелеком" предупредительных мер.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А46-11267/2011 от 04.04.2012 вышеуказанные действия государственного органа признаны незаконными, суд обязал заинтересованное лицо принять решение о финансовом обеспечении предупредительных мероприятий ОАО "Ростелеком" и объеме финансового обеспечения указанных мероприятий в 2011 году.
27.06.2012 Филиалом N 9 ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ со ссылкой на постановление федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А46-11267/2012 от 04.04.2012 вынесен приказ N 776 "О финансовом обеспечении предупредительных мероприятий ОАО "Ростелеком" на 2011 год", согласно которому ОАО "Ростелеком" отказано в финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний согласно заявлению ОАО "Ростелеком" 2011 года и объему средств, рассчитанному на 2011 год за счет страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке в Фонд в 2012 году.
Считая, что вышеупомянутый приказ от 27.06.2012 N 776 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ОАО "Ростелеком", последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
02.11.2012 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ) юридические лица, имеющие обособленные подразделения с отдельным балансом, расчетным счетом и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, обязаны осуществить регистрацию в качестве страхователя в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации по месту нахождения таких обособленных подразделений.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.4, 4.6.2 Положения об Омском филиале общества, утвержденном Советом директоров общества, филиал является обособленным подразделением общества, расположенным вне места нахождения общества и осуществляющим в зоне действия филиала часть функций общества, в том числе представительских; филиал не является юридическим лицом; во взаимоотношениях с государственными органами и органами местного самоуправления, действует от имени общества на основании утвержденного Положения; общество выдает директору филиала генеральную доверенность, в которой определяет пределы его полномочий (т. 2 л.д. 36-45).
Порядок и условия финансового обеспечения страхователем в 2011 году предупредительных мер определены в Правилах финансового обеспечения.
Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС РФ в текущем календарном году. Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
В соответствии с пунктом 4 Правил финансового обеспечения для реализации страхователем права на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователю необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации в срок до 1 августа 2011 года.
В соответствии с пунктом 3 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в территориальных органах фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.03.2004 N 27, юридические лица, имеющие структурные подразделения, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящего порядка, регистрируются в качестве страхователей в территориальном органе Фонда по месту нахождения данных обособленных подразделений.
Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют, что ОАО "Ростелеком" своевременно в 2011 календарном году обратилось к заинтересованному лицу с заявлением от 27.06.2011 N 19-36/3006 о финансировании в счет начисляемых в текущем 2011 календарном году страховых взносов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Из апелляционной жалобы заинтересованного лица и из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что последнему в 2011 году Фондом социального страхования РФ на цели финансирования предупредительных мероприятий были выделены денежные средства в сумме 42 023, 2 тыс. руб.
Из вышеуказанного следует, что ОАО "Ростелеком" предпринимались необходимые меры для получения в 2011 году финансового обеспечения предупредительных мер за счет страховых взносов, подлежащих перечислению страхователем в 2011 календарном году, а заинтересованное лицо в 2011 году имело пределы ассигнований, доведенных на эти цели ФСС РФ.
Согласно пункту 8 Правил финансового обеспечения территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер, в случае если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации либо если представленные документы содержат недостоверную информацию. Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, пункта 3 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в территориальных органах фонда социального страхования Российской Федерации ОАО "Ростелеком" было зарегистрировано в качестве страхователя в Омском региональном отделении ФСС РФ, в связи с чем, заявление о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма правомерно направлено обществом по месту регистрации Омскому региональному отделению ФСС РФ.
Согласно пункту 4 Правил финансового обеспечения предупредительных мер не ограничено право юридического лица на подачу заявления только территориальным органом ФСС РФ по месту нахождения юридического лица.
Учитывая, что ОАО "Ростелеком" было зарегистрировано в качестве страхователя в Омском региональном отделении ФСС РФ, по указанному месту регистрации Общество имеет право обратиться с заявлением.
19.09.2012 ОАО "Ростелеком" по месту нахождения своего Омского филиала было снято с регистрационного учета в Филиале N 9 ГУ-Омское региональное отделение ФСС РФ ввиду прекращения начисления в г. Омске выплат в пользу работников и переводе данной функции в г. Новосибирск, где согласно извещению от 15.04.2011 на регистрационном учете находится юридическое лицо ОАО "Ростелеком" по месту нахождения своего Макрорегионального филиала "Сибирь".
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, доводы заинтересованного лица о том, что Омский Филиал ОАО "Ростелеком" не сможет воспользоваться правом на финансирование предупредительных мероприятий ввиду неуплаты страховых взносов в г. Омске в дальнейшем, не могут быть приняты во внимание, так как подобным правом будет пользоваться страхователь, которым является не филиал юридического лица, а само юридическое лицо - ОАО "Ростелеком" по месту нахождения своего филиала в г. Новосибирске.
В связи с изложенным выше суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что действия заинтересованного лица по направлению письма от 03.08.2011 N 22-01-28/01/13509 не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права Общества на возмещение (возврат) за счет страховых взносов расходов на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Доводы ГУ - ОРО ФСС РФ, изложенные в письме от 03.08.2011 N 22-01-28/01/13509, об отсутствии у Омского филиала общества страховых взносов за предшествующий календарный год, не могут являться основанием для отказа в финансовом обеспечении, поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены в пункте 8 Правил финансового обеспечения в 2011 году в качестве основания для отказа в финансовом обеспечении.
ОАО "Ростелеком" являлось плательщиком страховых взносов в 2010 году, а также является правопреемником ОАО "Сибирьтелеком", которое также уплачивало страховые взносы в 2010 году, в том числе в ГУ - ОРО ФСС РФ по месту нахождения своего Омского филиала.
Финансовое обеспечение предупредительных мер производится за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению страхователем в ФСС РФ в текущем календарном году.
ОАО "Ростелеком" было зарегистрировано в качестве страхователя по месту нахождения Омского филиала, который производил уплату страховых взносов и представлял соответствующие расчеты страховых взносов в ГУ - ОРО ФСС РФ.
Право на получение Обществом финансового обеспечения также подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.04.2012, в котором суд кассационной инстанции признал незаконными действия ГУ - ОРО ФСС РФ по отказу ОАО "Ростелеком" в лице его Омского филиала в финансовом обеспечении в 2011 году предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также обязал принять ГУ - ОРО ФСС РФ решение по заявлению о финансовом обеспечении предупредительных мероприятий Общества и объеме финансового обеспечения указанных мероприятий в 2011 году.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, вышеупомянутое постановление является обязательным для исполнения заинтересованным лицом.
Имеющиеся в материалах настоящего дела платежные поручения по уплате страховых взносов за 2010 - 1 полугодие 2011 года подтверждают отсутствие на момент обращения ОАО "Ростелеком" с заявлением от 27.06.2011 N 19-36/3006 недоимки.
Также в материалах настоящего дела отсутствуют какие-либо сведения о том, что заявленный Обществом объем средств о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, содержит в себе недостоверную информацию.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что в 2012 году порядок финансового обеспечения предупредительных мер регулируется Правилами финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.02.2012 N 113н, которому соответствует обжалуемый приказ.
ГУ - ОРО ФСС РФ отмечает, что согласно подпункту "в" пункта 9 вышеупомянутых Правил территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер, в том числе, если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
Суд апелляционной инстанции расценивает данную ссылку заинтересованного лица как несостоятельную, поскольку названные Правила вступили в действие с 24.04.2012, тогда как в настоящем конкретном случае спорные отношения возникли до введения в действие вышеназванных Правил.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба ГУ ОРО ФСС РФ удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как при ее подаче ГУ ОРО ФСС РФ не уплачивало государственную пошлину.
Статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает освобождение государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 02.11.2012 по делу N А46-27198/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-27198/2012
Истец: ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", Омский филиал Открытого акционерного общества "Ростелеком"
Ответчик: ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8903/13
01.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8903/13
17.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-920/13
15.01.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10726/12
03.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10726/12
02.11.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-27198/12