г. Тюмень |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А27-12608/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области на решение от 12.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 28.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Музыкантова М.Х., Полосин А.Л.) по делу N А27-12608/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" (633102, Новосибирская область, город Обь, ИНН 5448100656, ОГРН 1025405624430) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, город Кемерово, улица Ноградская, дом 5, офис 312, ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799) об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Новожилова И.А.) в заседании участвовали представители: открытого акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" - Смирнов А.О. (доверенность от 31.12.2011), Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области - Патрикеев К.А. (доверенность от 04.05.2012) и Гилева Е.С. (доверенность от 04.05.2012).
Суд установил:
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Сибирь" (далее - ОАО "Авиакомпания "Сибирь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решения от 10.05.2012 и предписания N 1 от 17.05.2012 по делу N 91/А-10-2011 Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Управление ФАС по Кемеровской области, антимонопольный орган).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12.10.2012 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением от 28.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение.
По мнению Управления ФАС по Кемеровской области, нарушение антимонопольного законодательства выразилось в злоупотреблении ОАО "Авиакомпания "Сибирь" доминирующим положением для установления необоснованно высоких тарифов экономического класса на регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Новокузнецк-Москва и Новокузнецк-Москва-Новокузнецк.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Авиакомпания "Сибирь", соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые антимонопольным органом судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвовавшие в судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10.05.2012 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения дела N 91/А-10-2011 о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение о признании ОАО "Авиакомпания "Сибирь" нарушившей часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и 17.05.2012 выдано предписание, которым названной авиакомпании предложено в течение двух недель с момента получения предписания прекратить указанное нарушение, выразившееся в установлении необоснованно высоких тарифов экономического класса на регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Новокузнецк - Москва и Новокузнецк - Москва - Новокузнецк; установить экономически обоснованные тарифы экономического класса на регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по названным маршрутам.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ОАО "Авиакомпания "Сибирь" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке (статья 6, пункт 1 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции).
Следовательно, действующее антимонопольное законодательство закрепляет право занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливать цену, размер которой покрывает сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и не превышает цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик вправе самостоятельно устанавливать плату за перевозку. При установлении тарифа на перевозку авиакомпания вправе самостоятельно определять критерии и основания, необходимые для принятия ею решений по вопросам тарифной политики.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что положенный в обоснование оспариваемого решения расчет антимонопольного органа не отражает действительных показателей экономической деятельности ОАО "Авиакомпания "Сибирь" и не может свидетельствовать о злоупотреблении заявителем своим доминирующим положением на рынке в виде причинения вреда законным интересам пассажиров.
Принимая во внимание, что кассационной жалобе не содержится указаний на достоверные доказательства, опровергающие выводы судов первой и апелляционной инстанций, которые не противоречат упомянутым нормам материального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.09.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 17.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-20298/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке (статья 6, пункт 1 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции).
...
В соответствии с пунктом 5 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик вправе самостоятельно устанавливать плату за перевозку. При установлении тарифа на перевозку авиакомпания вправе самостоятельно определять критерии и основания, необходимые для принятия ею решений по вопросам тарифной политики."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2013 г. N Ф04-1353/13 по делу N А27-12608/2012