г. Тюмень |
|
23 апреля 2013 г. |
Дело N А46-33060/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Ильина В.И.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение от 12.02.2013 Арбитражного суда Омской области (судьи Крещановская Л.А., Стрелкова Г.В., Третенник М.А.) по делу N А46-33060/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (630007, город Новосибирск, улица Советская, 5, ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к Региональной энергетической комиссии по Омской области (644043, город Омск, улица Красный Путь, 89, ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418) об оспаривании нормативного правового акта.
В заседании приняли участие представители сторон:
от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Дворниченко Т.Н. по доверенности от 15.10.2012 N 03-3/529оф.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК N 11", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области, заинтересованное лицо) о признании недействующим приказа от 20.11.2012 N 284/56 "Об установлении платы за подключение к системам теплоснабжения".
Решением от 12.02.2013 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных Обществом требований было отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда как основанное на неправильном применении норм материального права и содержащее выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на положения пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункт 3 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, заявитель жалобы указывает на государственное регулирование платы за подключение к системе теплоснабжения относительно каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Кроме того, ссылаясь на пункт 32 вышеуказанных Основ ценообразования, заявитель жалобы указывает на применение в данном случае метода регулирования тарифов - метод экономического обоснования расходов (затрат), считает, что вывод суда о невозможности его неприменение в связи с отсутствием разъяснений Федеральной службы по тарифам по применению методических указаний по расчетам тарифов в сфере теплоснабжения не соответствует нормам законодательства.
По мнению заявителя жалобы, устранение регулируемого органа от анализа доходов и расходов организации, с возложением этой обязанности на Общество является неправомерным.
Заявитель жалобы считает, что предложение регулируемой организации об установлении тарифов по подключению к системе теплоснабжения на 2013 год могут быть направлены в течение одного месяца со дня вступления в силу методических указаний по расчету тарифов в сфере теплоснабжения, но не позднее 01.11.2013, который не истек и оснований для проявления инициативы со стороны регулируемой организации по установлению платы за подключение по собственной инициативе не наступили.
В отзыве на кассационную жалобу РЭК Омской области указывает на законность принятого судом судебного решения, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, материалы дела, заслушав представителя подателя кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 20.11.2012 РЭК Омской области был принят приказ N 284/56 "Об установлении платы за подключение к системам теплоснабжения", согласно которого установлена и введена в действие плата за подключение к системам теплоснабжения на территории Омской области в размере 550 руб. в случае, если подключаемая нагрузка не превышает 0,1 Гкал/час.
Полагая, что вышеуказанный приказ РЭК Омской области N 284/56 не соответствует закону и иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, ОАО "ТГК N 11" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании нормативного акта не соответствующим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу и полностью не действующим.
Суд первой инстанции проанализировал доказательства по делу в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и, применяя нормы права, действующие на момент издания оспариваемого нормативного правового акта, пришел к выводу о признании приказа РЭК Омской области от 20.11.2012 N 284/56 "Об установлении платы за подключение к системам теплоснабжения" соответствующим статье 8, статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктам 3, 22, 32 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пунктам 32, 34 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
Суд кассационной инстанции, оставляя принятый по делу судебный акт без изменения, исходит из установленных обстоятельств дела и действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (пункт 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) плата за подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения подлежит государственному регулированию уполномоченным органом государственной власти.
Полномочиями по установлению предельных (минимальный и максимальный) уровней тарифов в среднем по субъекту Российской Федерации на основании статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 5.3.1.11 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, наделена Федеральная служба по тарифам.
Во исполнение данных норм закона, приказом Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 N 242-э/7 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год, в том числе по Омской области в размере максимальной величины 546,79 Гкал/час в период с 01.01.2013 по 30.06.2013.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Разделом пятым Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), установлен порядок определения платы за подключение к системе теплоснабжения (далее - плата за подключение).
В данном разделом Основ ценообразования потребители, для которых устанавливается плата, разбиты на 3 категории, в том числе, потребители, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час., плата за подключение согласно пункту 107 указанных Основ ценообразования установлена в размере 550 рублей.
С учетом вышеуказанного, суд пришел к выводу о том, что данный размер платы подлежит установлению для любого потребителя, отвечающего установленному признаку подключаемой тепловой нагрузки, независимо от его наименования, и для любой теплоснабжающей организации региона, к тепловым сетям которой осуществляется подключение указанного потребителя.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения должны быть разработаны Федеральной службой по тарифам в течение четырех месячный срок, то есть до марта 2013 года.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого приказа у РЭК Омской области отсутствовала возможность определить величину валовой необходимой выручки для расчета платы по подключению к системе теплоснабжения.
Действующий в настоящее время регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э, не устанавливает формы решения органа регулирования об установлении указанной платы.
Однако, требования к форме решения органа регулирования установлены в пункте 31 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, а именно решение должно включать: величину цены (тарифов), дату введения в действие цен (тарифов), величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.
Из положений пункта 107 Основ ценообразования следует, что данной нормой права не предусматривается по усмотрения со стороны, как органа регулирования, так и со стороны регулируемых организаций и потребителей энергии установление платы за подключение, если подключаемая тепловая нагрузка не превышает 0,1 Гкал/час и установленная уполномоченным органом плата за подключение составляет 550 руб.
Вместе с тем, пунктом 108 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае, если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/час и не превышает 1,5 Гкал/час в состав платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования с учетом подключаемой тепловой нагрузки, включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, а также налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводам о том, что положения оспариваемого Обществом приказа соответствуют требованиям действующего законодательства в сфере теплоснабжения на момент принятия оспариваемого приказа РЭК Омской области, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя жалобы.
В связи с вышеизложенным, отказе суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ОАО "ТГК N 11" о признании недействующим приказа РЭК Омской области от 20.11.2012 N 284/56 "Об установлении платы за подключение к системам теплоснабжения" является правомерным.
Суд первой инстанции проверил оспариваемые заявителем положения приказа РЭК Омской области в полном объеме, в связи с чем, судом выполнены требования частей 4, 5, 6 статьи 194 АПК РФ.
Доводам заявителя кассационной жалобы о том, что открытие дела об установлении цен (тарифов) осуществлено по инициативе органа регулирования, а также иным доводам кассационной жалобы арбитражным судом первой инстанции дана правовая оценка.
Дело по установлению тарифа за подключение к системе теплоснабжения, которое открывалось по заявлению ОАО "ТГК N 11", открывалось ранее, то есть до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012, которое опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 29.10.2012 N 44, и вступило в силу 06.11.2012.
Судом установлено, что после вступления вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации в действие и до принятия оспариваемого приказа РЭК Омской области заявитель жалобы с документами, необходимыми для установления платы за подключение к системе теплоснабжения потребителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час, не обращалось.
Из ответа заместителя руководителя Федеральной службы по тарифам от 28.02.2013 N С3-1840/5 следует, что такое право у Общества возникнет в течение месяца со дня вступления в силу упомянутых методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В силу статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по переоценке представленных сторонами доказательств и установленных судом обстоятельств.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 12.02.2013 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-33060/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действующий в настоящее время регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э, не устанавливает формы решения органа регулирования об установлении указанной платы.
Однако, требования к форме решения органа регулирования установлены в пункте 31 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, а именно решение должно включать: величину цены (тарифов), дату введения в действие цен (тарифов), величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.
...
Дело по установлению тарифа за подключение к системе теплоснабжения, которое открывалось по заявлению ОАО "ТГК N 11", открывалось ранее, то есть до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012, которое опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 29.10.2012 N 44, и вступило в силу 06.11.2012."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 апреля 2013 г. N Ф04-1638/13 по делу N А46-33060/2012
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9890/13
17.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9890/13
23.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1638/13
12.02.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-33060/12