г. Тюмень |
|
24 апреля 2013 г. |
Дело N А70-8081/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Маняшиной В.П.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РосМасло" на решение от 24.07.2012 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 27.11.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А70-8081/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РосМасло" (625051, Тюменская область, город Тюмень, улица 30 лет Победы, 77, ИНН 7203150484, ОГРН 1047200607090) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Холодильная, 58, а, ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 27.07.2011 по делу N А11/154.
В заседании участвовали представители: общества с ограниченной ответственностью "РосМасло" - Скульских Р.Ф. по доверенности от 19.11.2012, Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Полухин Д.А. по доверенности от 9.01.2013 N 1.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "РосМасло" (далее - ООО "РосМасло", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Управление, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) от 22.07.2011 N А11/154 о привлечении к административной ответственности.
Решением от 24.07.2012 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 27.11.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления ООО "РосМасло" отказано в полном объеме.
Считая состоявшиеся по делу судебные акты незаконными, ООО "РосМасло" обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене судебных актов и прекращении производства по делу, поскольку обжалуемые решение и постановление вынесены на основе существенных нарушений норм материального и процессуального права; выводы, изложенные в этих актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, поскольку суды полно и всесторонне исследовали материалы дела, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к выводу об оставлении судебных актов по делу без изменения.
Материалами дела установлено, что решением комиссии Управления от 08.07.2011 N К10/217 ООО "РосМасло" было признано нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Федеральный закон N 135-ФЗ), которые выразились в недобросовестной конкуренции путем введения в заблуждение в отношении потребительских свойств и качества товара.
Антимонопольным органом при рассмотрении дела установлено, что по результатам исследований образцов: масло сливочное "Крестьянское" несоленое сорт высший (маркировка 12.05.2010), масло сладко-сливочное "Крестьянское" несоленое с м.д.ж. 72,5% сорт высший ГОСТ Р 52969-2008 (дата выработки 23.06.2010), масло сливочное "Крестьянское" несоленое с м.д.ж. 72,5% сорт высший ГОСТ Р 52969-2008 (дата выработки 10.06.2010), расфасованные ООО "РосМасло" и реализованные в магазинах "Пчелка", "Лента", на рынке "Пригородный", а также масло сливочное крестьянское "Из Тюмени" (дата фасовки 11.12.2010), изготовленное по заказу ООО "РосМасло", реализованное в магазине "Монетка", не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52969-2008 по содержанию жировой фазы, а по своим органолептическим показателям соответствуют ГОСТ Р 52100-2003, то есть фактически являются спрэдами (протоколы испытаний от 08.06.2010 N 485, от 24.12.2010 N 1095, 1096, подготовленные Испытательной аналитической лабораторией Некоммерческого партнерства "Тюменский независимый сертификационно-испытательный центр", протоколы испытаний от 30.06.2010 N 678, 679, подготовленные Испытательной лабораторией общества с ограниченной ответственностью "Уральский центр сертификации и испытаний "Уралсертификат").
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.10.2011 по делу N А70-8082/2011, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции, указанное решение антимонопольного органа признано законным и обоснованным.
В отношении ООО "РосМасло" по выявленному факту недобросовестной конкуренции 12.07.2011 составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола и материалов административного дела заместителем руководителя вынесено оспариваемое постановление от 27.07.2011 N А11/154 о привлечении ООО "РосМасло" к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.33 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Считая, что названное постановление нарушает его права и законные интересы, ООО "РосМасло" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области.
Состоявшимися по делу судебными актами в удовлетворении требований общества отказано, поскольку в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод правомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ - недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 названного Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 135-ФЗ установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества, количества товара.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ - обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решение от 18.10.2011 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-8082/2011 имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает правомерным вывод судов о наличии события вмененного ООО "РосМасло" правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что протокол и оспариваемое постановление составлены антимонопольным органом в рамках полномочий, предоставленных ему частью 1 статьи 28.3 и 23.48 КоАП РФ, с соблюдением срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что протокол по делу об административном правонарушении от 12.07.2011 составлен Управлением до вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа от 08.07.2011 N К 10/217 отклонен обоснованно судами.
Согласно пункту 10.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 (в редакции от 14.10.2010 N 52) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
При этом закон не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата, чем дата принятия этого решения (дата его изготовления в полном объеме).
С момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке (статья 52 Федерального закона N 135-ФЗ).
С этой же даты на основании части 6 статьи 4.5 КоАП РФ исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные названными статьями КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что Управление грубо нарушило процедуру привлечения общества к административной ответственности, был предметом исследования в судебном заседании. Само по себе нарушение срока составления протокола не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, поскольку срок, установленный для составления протокола, не является пресекательным.
Довод общества о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении отсутствовали основания для привлечения его к административной ответственности также является необоснованным, поскольку обществом не были приняты все, зависящие от него, меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
Доказательства обратного не были представлены обществом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
Вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения антимонопольным органом исследовалась и была установлена. Она подтверждена соответствующими доказательствами, представленными антимонопольным органом.
Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.07.2012 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 27.11.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8081/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 (в редакции от 14.10.2010 N 52) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
...
С момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке (статья 52 Федерального закона N 135-ФЗ).
С этой же даты на основании части 6 статьи 4.5 КоАП РФ исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные названными статьями КоАП РФ.
...
Довод общества о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении отсутствовали основания для привлечения его к административной ответственности также является необоснованным, поскольку обществом не были приняты все, зависящие от него, меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 апреля 2013 г. N Ф04-1371/13 по делу N А70-8081/2011
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1371/13
27.11.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7857/12
03.10.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7857/12
30.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7857/12
24.07.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-8081/11