г. Тюмень |
|
2 апреля 2013 г. |
Дело N А75-5718/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Григорьева Д.В.
Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 24.09.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Шабанова Г.А.) и постановление от 26.11.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу N А75-5718/2012 по заявлению Управления по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600005574, ИНН 8601023543) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011: г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 12А; ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093) о признании незаконными и отмене решения антимонопольного органа и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 12.04.2012 N 16.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "РИКО".
Суд установил:
Управление по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление по недропользованию по ХМАО-Югре) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - УФАС по ХМАО-Югре, антимонопольный орган) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 12.04.2012 N 05-09/НВ-278 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 12.04.2012 N 16.
Решением от 24.09.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 26.11.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Управлением по недропользованию ХМАО-Югры требования удовлетворены в полном объеме. Оспариваемые решения и предписания антимонопольного органа признаны недействительными.
В кассационной жалобе антимонопольный орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Управление по недропользованию по ХМАО-Югре, ссылаясь на законность принятых по делу судебных актов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от общества с ограниченной ответственностью "Рико" в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до начала судебного заседания не представлен.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на данную жалобу, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Управлением по недропользованию по ХМАО-Югре объявлены открытые аукционы на право пользования недрами участка Верхний Золотошор, участка Сосьвинский, участка Тосемтоу, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Извещение о проведении аукциона на право пользования недрами участка Сосьвинский, Верхний Золотошор, Тосемтоу, опубликовано в общероссийской и издаваемой на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры средствах массовой информации: в газете "Новости Югры" от 01.11.2011 N 169, в бюллетене "Недропользование в России" от 26.10.2011 N 20.
Согласно ведомости поступления заявочных материалов на участие в открытом аукционе на получение права пользования цедрами ООО "РИКО" для участия в аукционе на права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на участке Верхний Золотошор, Сосьвинский, Тосемтоу в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре представлены документы в соответствии с протоколами N 1-6, 1-7, 1-8 от 12.12.2011.
Из протоколов рабочей группы N 2-6, 2-7, 2-8 от 19.12.2011, образованной приказом Югра - недра от 12.12.2011 N 156 следует, что заявочные документы ООО "РИКО" на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на участке Сосьвинский, Верхний Золотошор, Тосемтоу признаны не соответствующими требованиям Порядка проведения открытого аукциона, вследствие чего, ООО "РИКО" отказано в приеме заявок, как несоответствующие требованиям пункта 4 Приложения 2 Порядка проведения открытого аукциона.
На основании приказов Управления по недропользованию по ХМАО - Югре от 26.12.2011 N 165 и N 167 на участке Сосьвинский и на участке Тосемтоу победителем открытого аукциона признано ООО "ПЛАТ-ИК".
Согласно приказу Управления по недропользованию по ХМАО-Югре от 26.12.2011 N 166 аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на участке Верхний Золотошор признан несостоявшимся.
По итогам открытого аукциона победителям выданы лицензии на право пользования недрами.
Полагая, что отказ в участии в открытом аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на участке Сосьвинский, Верхний Золотошор, Тосемтоу неправомерен, ООО "РИКО" обратилось в УФАС по ХМАО-Югре с жалобой на действия Управления по недропользованию по ХМАО-Югре.
В отношении Управления по недропользованию по ХМАО-Югре антимонопольным органом возбуждено дело по признакам нарушения пунктов 2 и 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о том, что организатор конкурса, отклонив заявку ООО "РИКО" на основании несоответствия требованиям пункта 4 Приложения 2 Порядка проведения открытого аукциона, действовал неправомерно, поскольку ООО "РИКО" были представлены все необходимые документы, и данный отказ не соответствует статье 14 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Решением УФАС по ХМАО-Югре от 12.04.2012 Управление по недропользованию по ХМАО-Югре признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в совершении действий направленных на недопущение, ограничение, или устранение конкуренции, путем отказа в допуске ООО "РИКО" на участие в открытом аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота в пределах участка Верхний Золотошор, Сосьвинский, Тосемтоу в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
На основании указанного решения Управлению по недропользованию по ХМАО-Югре выдано предписание N 16 от 12.04.2012 с требованием прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно руководствоваться при проведении открытых аукционов, конкурсов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых в Ханты-Мансийском автономном округе приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.06.2009 N 156 "Об утверждении административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами".
Управление по недропользованию по ХМАО-Югре не согласилось с указанным решением и предписанием, обжаловало данные ненормативные правовые акты в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьей 64, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и признавая указанные решение и предписание антимонопольного органа недействительными, суды обеих инстанций обоснованно пришли к выводу об отсутствии доказательств, которые однозначно подтвердили предоставление ООО "Рико" в составе своих заявок данные о наличии средств, техники и квалифицированных специалистов, необходимых для выполнения таких работ, что свидетельствует об обоснованности отказа Обществу от участия в аукционе.
С учетом установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что антимонопольный орган необоснованно признал Управление по недропользованию по ХМАО-Югре нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и выдал незаконное предписание.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном доказательств, установлении фактических обстоятельств, имеющихся для дела существенное значение не противоречат им.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе антимонопольным органом, судом кассационной инстанции признаются необоснованными, поскольку направленными на переоценку имеющихся в деле доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, поэтому отклоняются на основании статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.09.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 26.11.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5718/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании указанного решения Управлению по недропользованию по ХМАО-Югре выдано предписание N 16 от 12.04.2012 с требованием прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно руководствоваться при проведении открытых аукционов, конкурсов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых в Ханты-Мансийском автономном округе приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.06.2009 N 156 "Об утверждении административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами".
...
С учетом установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что антимонопольный орган необоснованно признал Управление по недропользованию по ХМАО-Югре нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и выдал незаконное предписание."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2013 г. N Ф04-608/13 по делу N А75-5718/2012