г. Тюмень |
|
25 апреля 2013 г. |
Дело N А70-7589/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Сидоровой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение от 15.10.2012 Арбитражного суда Тюменской области (судья Бедерина М.Ю.) и постановление от 15.01.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодкевич Ю.М., Кудрина Е.Н., Рожков Д.Г.) по делу N А70-7589/2012 по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Хохрякова, 47 ИНН 7202137184, ОГРН 1057200712359) к обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Голышмановское" (627320, Тюменская обл., Голышмановский р-н, с. Голышманово, ул. Головина, 2, ИНН 721400819, ОГРН 1077214000104) о расторжении договора о субсидировании и взыскании суммы субсидии.
Третьим лицом в деле участвуют: Счетная палата Тюменской области, администрация Голышмановского муниципального района.
В заседании принял участие представитель Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - Боровинская А.Ю. по доверенности от 20.02.2013.
Суд установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент) 17.08.2012 обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Голышмановское" (далее - ООО "СП "Голышмановское") о расторжении договора о субсидировании от 08.12.2009 N 44/291-09 и взыскании 4 152 600 рублей субсидии.
Требования Департамента мотивированы отказом от договора субсидирования в связи с предоставлением получателем недостоверных сведений, повлекших излишнее получение из областного бюджета субсидии на производство товара (зерна).
К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Счетная палата Тюменской области и администрация Голышмановского муниципального района.
Решением от 15.10.2012 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении иска.
Суд первой инстанции исходил из возврата ответчиком части излишне полученной субсидии в связи с выявленным искажением данных и указал на отсутствие правовых оснований для расторжения договора, а также обязании возврата истцу субсидии в полном объеме.
Постановлением от 15.01.2013 Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы истца о неправильном истолковании судом первой инстанции положений договора об условиях расторжения договора субсидирования.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Заявитель считает, что суды в нарушение статей 431, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неправильно истолковали пункты 3.2 и 3.3 договора о субсидировании, поскольку включение в справку-расчет недостоверной информации о количестве произведенного зерна согласно статистической формы 29-СХ является предоставлением недостоверных сведений субъектом государственной поддержки, что влечет расторжение договора.
В судебном заседании представитель Департамента настаивает на отмене судебных актов.
ООО "СП "Голышмановское", Администрация, Счетная палата отзывы на кассационную жалобу Департамента не направили, извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что в соответствии с Законом Тюменской области от 07.11.2008 N 60 "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", постановлением правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства", решением комиссии по отбору получателей средств областного бюджета от 08.12.2009 N 11-П3 Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области по договору о субсидировании возделывания зерна от 08.12.2009 N 44/291-09 (далее - договор) предоставил ООО "СП "Голышмановское" (получателю) субсидию в размере 4 536 000 рублей на производство зерна из расчета 200 рублей за 1 тонну произведенного зерна зерновых и (или) зернобобовых культур массой после доработки (пункты 1.2, 1.3 договора).
Целевое назначение субсидии оговорено в пункте 2.1.1 договора о ее направлении получателем на выплату заработной платы, уплату платежей в бюджет по состоянию на 01.01.2010, в том числе по средствам областного бюджета, предоставленным на возвратной основе.
Получатель обязан (пункты 2.1.2, 2.1.3 договора) предоставить Департаменту справки-расчета субсидии по установленной форме, заверенной органом управления агропромышленного комплекса муниципального образования; копии формы статистической отчетности "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" (форма N 29-сх или N 2-фермер); справки об отсутствии просроченной задолженности по выплате заработной платы и платежам в бюджет не позднее 01.03.2010, подписанной руководителем и главным бухгалтером, копии статистической отчетности (форма N 3-Ф) по состоянию на 01.01.2010.
Получатель согласно пунктам 3.1 договора несет ответственность за правильность расчетов по причитающимся субсидиям и достоверность представленных документов.
Департамент вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего договора или приостановить выплату субсидии, в том числе в случае включения получателем в справку-расчет искаженных данных, приведших к излишнему получению субсидии (пункт 3.2 договора). Излишне полученные субсидии подлежат возврату в течение 5 банковских дней с момента установления факта излишне полученных субсидий. При одностороннем отказе Департамента от исполнения договора, указанный договор считается расторгнутым с момента направления получателю уведомления.
В случае нарушения получателем условий предоставления субсидии, неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора, Департамент может расторгнуть договор, при этом полученная субсидия согласно пункту 3.3 договора подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме в течение 10 дней со дня получения претензии.
Субсидия в сумме 4 536 000 рублей была перечислена получателю платежным поручением от 15.12.2009 N 344155.
Впоследствии при проведении проверки использования средств областного бюджета в 2010 году Счетной палатой Тюменской области было установлено завышение показателя сбора зерна в весе после доработки за 2009 год в размере 1 917,2 тонн, что повлекло завышение размера субсидии на 383 400 рублей.
На представление Счетной палаты Тюменской области от 10.12.2010 N 1205 и от 22.12.2010 об устранении выявленного нарушения ООО "СП "Голышмановское" платежным поручением от 23.12.2010 N 1463 возвратило в областной бюджет 383 400 рублей завышения субсидии.
Претензия Департамента от 18.07.2012 N 13/2590-12 о расторжении договора субсидирования и возвращении в областной бюджет всей суммы субсидии была отклонена ответчиком с указанием на допущенные технические ошибки в расчете.
В обоснование требований о расторжении договора от 08.12.2009 N 44/291-09 и возвращении 4 152 600 рублей оставшейся части субсидии Департамент сослался на представление получателем недостоверных сведений, повлекших излишнее получение субсидии.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области" (статья 3) установлены условия и порядок государственной поддержки сельскохозяйственного производства в соответствии с действующим законодательством законами Тюменской области и (или) нормативными правовыми актами правительства Тюменской области.
Условия, порядок предоставления субсидий на возделывание зерна определены в действовавшем на дату заключения договора Положении о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденном постановлением правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п, согласно пункту 5.1 которого в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
Установив, что допущенное ответчиком нарушение условий договора в части искажения сведений о производстве товара (зерна) было впоследствии своевременно устранено путем возврата излишне полученной субсидии, суд первой инстанции сделал правильный вывод о восстановлении прав истца и об отсутствии правовых оснований для расторжения договора о субсидировании и обязании получателя субсидии по ее возврату в полном объеме.
Положения статьи 450 ГК РФ предусматривают возможность расторжения судом договора по требованию одной из сторон только при существенном нарушении договора другой стороной, или в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно истолковал условия договора о субсидировании об основаниях ответственности ООО "СП "Голышмановское" согласно статье 431 ГК РФ и правомерно отказал Департаменту в удовлетворении иска.
Выводы суда первой инстанции обоснованно поддержаны судом апелляционной инстанции.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы о неправильном истолковании судом первой инстанции пунктов 3.2, 3.3 договора не могут быть приняты во внимание, как противоречащие условиям субсидирования и смыслу договора в целом.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя об отмене судебных актов и принятии в суде кассационной инстанции нового решения подлежит отклонению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.10.2012 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 15.01.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-7589/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение от 15.10.2012 Арбитражного суда Тюменской области (судья Бедерина М.Ю.) и постановление от 15.01.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодкевич Ю.М., Кудрина Е.Н., Рожков Д.Г.) по делу N А70-7589/2012 по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Хохрякова, 47 ИНН 7202137184, ОГРН 1057200712359) к обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Голышмановское" (627320, Тюменская обл., Голышмановский р-н, с. Голышманово, ул. Головина, 2, ИНН 721400819, ОГРН 1077214000104) о расторжении договора о субсидировании и взыскании суммы субсидии."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 апреля 2013 г. N Ф04-1189/13 по делу N А70-7589/2012
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1189/13
15.01.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10590/12
29.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10590/12
16.10.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-7589/12