г. Тюмень |
|
7 мая 2013 г. |
Дело N А03-11032/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Кокшарова А.А., Перминовой И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Алтайского края от 01.10.2012 (судья Дружинина Н.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 (судьи Усанина Н.А., Колупаева Л.А., Хайкина С.Н.) по делу N А03-11032/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АПТЕКА" (656922 Алтайский край, г. Барнаул, ул. Трактовая, 2, ОГРН 1112223014199, ИНН 2222800065) к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (656031 Алтайский край, г. Барнаул, ул. Крупской, 97 "Д", ОГРН 1022201759623, ИНН 2225023610) об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "АПТЕКА" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение) о признании недействительным решения от 04.07.2012 N 1738 об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 70,03 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 01.10.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012, заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт. Ссылаясь при этом на нарушение судами норм материального права (пункта 10 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), предусматривающих возможность применения пониженных тарифов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, т.е. не всем работникам аптечных организаций, а только тем, которые осуществляют фармацевтическую деятельность, имеют в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 100 Федерального закона от 22.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.11.2011 N 323-ФЗ) высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста,).
Отзыв на кассационную жалобу от Общества к началу судебного заседания в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не поступил.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Учреждением проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на основе расчета за период с 01.01.2012 по 31.03.2012, по результатам которой составлен акт от 28.05.2012 N 1724 и вынесено решение от 04.07.2012 N 1738.
Оспариваемым решением Учреждения от 04.07.2012 N 1738 Обществу предложено уплатить доначисленные взносы в сумме 70,03 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Учреждение пришло к выводам, что Общество нарушило порядок применения пониженных тарифов страховых взносов, установленный пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в отношении всех работников Общества, тогда как пониженный тариф применяется только в отношении специалистов-фармацевтов.
Общество, не согласившись с решением Учреждения от 04.07.2012 N 1738, обратилось в суд с заявлением.
Суды, удовлетворяя заявление Общества, исходил из того, что Общество имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и осуществляет розничную торговлю лекарственными препаратами, находится на специальном режиме налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, что обуславливает право на применение пониженного тарифа в отношении работников.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, основывается на следующем.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В статье 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 -2027 годов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Общество является фармацевтической организацией, осуществляет деятельность на основании соответствующей лицензии, уплачивает ЕНВД. Учреждение, не оспаривая того, что Общество является аптечной организацией, осуществляет фармацевтическую деятельность и имеет право на понижение страховых взносов, а также ссылаясь на письмо Минздравсоцразвития от 13.04.2012 N 19-6/3023271-2288, считает неправомерным применение пониженного тарифа к работникам Общества, не имеющим фармацевтического образования и сертификата специалиста.
Из пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что аптечные организации отнесены к категории плательщиков страховых взносов, для которых установлены пониженные тарифы. Согласно части 3.4 указанной статьи для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 данной статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов, в том числе в 2012 году, в фонд социального страхования - 0,0 процента.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ) под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов.
Из пункта 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, "О лицензировании фармацевтической деятельности" следует, что фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Поскольку Общество является аптечной организацией, действующей на основании лицензии, то право применять пониженные тарифы страховых взносов ему предоставлено пунктом 10 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В силу части 1 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ фармацевтическую деятельность осуществляет именно Общество, а не лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Кроме того, согласно приведенному выше определению, фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование и лицензию, участвуют и иные работники аптечной организации.
Следовательно, Общество имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в деятельности Общества.
Таким образом, суды правомерно отклонили доводы Учреждения о том, что пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный подпунктом 3.4 пункта 3 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не применяется в отношении работников Общества, не имеющих фармацевтического образования и сертификата специалиста.
Доводы кассационной жалобы Учреждения основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 01.10.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А03-11032/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Поликарпов |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Алтайского края от 01.10.2012 (судья Дружинина Н.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 (судьи Усанина Н.А., Колупаева Л.А., Хайкина С.Н.) по делу N А03-11032/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АПТЕКА" (656922 Алтайский край, г. Барнаул, ул. Трактовая, 2, ОГРН 1112223014199, ИНН 2222800065) к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (656031 Алтайский край, г. Барнаул, ул. Крупской, 97 "Д", ОГРН 1022201759623, ИНН 2225023610) об оспаривании ненормативного правового акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 мая 2013 г. N Ф04-1427/13 по делу N А03-11032/2012