г. Тюмень |
|
7 мая 2013 г. |
Дело N А03-16511/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В., Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Первомайского районного Собрания депутатов Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.02.2013 (судьи Музюкин Д.В., Дружинина Н.М., Ильичева Л.Ю.) по делу N А03-16511/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МолАгро" (656000, Алтайский край, г. Барнаул, ул. П. Сухова, 61, ИНН 2263024037, ОГРН 1062208031379) к Первомайскому районному Собранию депутатов Алтайского края (658080, Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. Деповская, 19а, ИНН 2263022752, ОГРН 1042201591717) о признании решений N 112 от 25.10.2011, N 158 от 06.12.2011, N 94 от 26.10.2010 недействующими в части.
Другие лица, участвующие в деле: прокурор Алтайского края.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "МолАгро" Боровецкая Т.Е. по доверенности от 01.09.2013, Болховитина О.В. по доверенности от 01.09.2011; прокурор прокуратуры Тюменской области Кабанова А.А. по письму прокурора Алтайского края от 17.04.2013 N 08-14у-2013.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "МолАгро" (далее - ООО "МолАгро", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Первомайскому районному Собранию депутатов Алтайского края (далее - Первомайское РСД) о признании недействующими с момента издания решения Первомайского районного Совета народных депутатов (далее - Первомайский райсовет) от 25.10.2011 N 112 "Об установлении коэффициентов К и К1 при определении размеров годовой арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, и земли, находящиеся в муниципальной собственности, на территории Первомайского района на 2012 год" в части установления коэффициента, используемого при расчете арендной платы за земельные участки для вида разрешенного использования "пашня" в размере 0,0057; решения Первомайского райсовета от 06.12.2011 N 158 "О внесении изменения в решение районного Совета народных депутатов от 25.10.2011 N 112 "Об установлении коэффициентов К и К1 при определении размеров годовой арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, на территории Первомайского района на 2012 год" в части установления коэффициента, используемого при расчете арендной платы за земельные участки для вида разрешенного использования "пашня" в размере 0,0085; решения Первомайского райсовета от 26.10.2010 N 94 "Об установлении коэффициентов К и К1 при определении размеров годовой арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена и земли, находящиеся в муниципальной собственности, на территории Первомайского района на 2011 год" в части установления коэффициента, используемого при расчете арендной платы за земельные участки для вида разрешенного использования "пашня" в размере 0,0057.
Заявленные требования мотивированы тем, что решения в оспариваемой части не соответствуют статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), Налоговому кодексу Российской Федерации, пунктам 1, 2 и 8 части 1 и части 2 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", со ссылкой на статью 29, статьи 191-193 АПК РФ.
В порядке части 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступил прокурор Алтайского края, который поддержал заявленные требования, указывая на отсутствие экономического обоснования установленных коэффициентов.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.02.2013 признаны недействующими, как не соответствующие Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решение Первомайского райсовета от 26.10.2010 N 94 "Об установлении коэффициентов К и К1 при определении размеров годовой арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена и земли, находящиеся в муниципальной собственности, на территории Первомайского района на 2011 год" в части установления коэффициента, используемого при расчете арендной платы за земельные участки для вида разрешенного использования "пашня" в размере - 0,0057; решение Первомайского райсовета от 25.10.2011 N 112 "Об установлении коэффициентов К и К1 при определении размеров годовой арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, и земли, находящиеся в муниципальной собственности, на территории Первомайского района на 2012 год" в части установления коэффициента, используемого при расчете арендной платы за земельные участки для вида разрешенного использования "пашня" в размере - 0,0057; решение Первомайского райсовета от 06.12.2011 N 158 "О внесении изменения в решение районного Совета народных депутатов от 25.10.2011 N 112 "Об установлении коэффициентов К и К1 при определении размеров годовой арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, на территории Первомайского района на 2012 год" в части установления коэффициента, используемого при расчете арендной платы за земельные участки для вида разрешенного использования "пашня" в размере 0,0085.
В удовлетворении требования Общества о признании решений Первомайского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 26.10.2010 N 94, от 25.10.2011 N 112, от 06.12.2011 N 158 в части установления коэффициента, используемого при расчете арендной платы за земельные участки для вида разрешенного использования "пашня", недействующими с момента их издания отказано.
Первомайское РСД обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ООО "МолАгро" требований.
По его мнению, арбитражным судом неполно выяснены обстоятельства дела, его выводы не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение арбитражного суда принято с нарушением норм материального права.
Заявитель полагает, что к спорным отношениям порядок определения размера арендной платы, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, не применим, поскольку Правила определения размера арендной платы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, не регулируют порядок определения размера арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Первомайское РСД отмечает, что при принятии решений по установлению коэффициентов К для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Первомайский райсовет руководствовался постановлением администрации Алтайского края от 24.12.2007 N 603 "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения".
Со ссылкой на пункт 6 статьи 28 Устава муниципального образования Первомайский район заявитель указывает, что представительный орган вправе устанавливать коэффициент К1 по своему усмотрению; порядок и условия установления коэффициентов к базовым ставкам арендной платы законодательством не определены; в судебном заседании им было предоставлено экономическое обоснование коэффициента К в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка "пашня", установленного решениями Первомайского райсовета от 26.10.2010 N 94, от 25.10.2011 N 112, от 06.12.2011 N 158, которое суд не принял во внимание.
Первомайское РСД отмечает, что оспариваемые нормативные правовые акты проверялись Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в апреле 2012 года и в ходе проверки нарушений в них выявлено не было.
Заявитель считает, что оспариваемые решения приняты Первомайским райсоветом в пределах его полномочий и соответствуют действующему законодательству.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "МолАгро" и прокурор Алтайского края указали, что считают кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение арбитражного суда просят оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор и представители ООО "МолАгро" в заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы, изложенные в отзывах на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены в обжалуемой части.
Из материалов дела видно, что на основании договоров N N 58-65, 67-69 от 24.07.2002, N 01-10А от 13.01.2010, NN 364-11А, 365-11А, 366-11А от 20.07.2011, NN 429-11А, 430-11А от 15.08.2011, N 278-12А от 25.06.2012 ООО "МолАгро" арендует земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Первомайского района Алтайского края.
Арендуемые Обществом земельные участки относятся к участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Земельные участки предоставлены Обществу на праве аренды на общих основаниях.
Во исполнение пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ постановлением администрации Алтайского края от 24.12.2007 N 603 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2.3 Положения размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле: A = SxKCxKxK1, где: A - сумма арендной платы за полный год, руб.; S - общая площадь земельного участка, кв. м; KC - удельный показатель кадастровой стоимости, руб. /кв. м; K - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка; K1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты K и K1 утверждаются решением представительного органа муниципального района, городского округа.
Решением Первомайского райсовета от 26.10.2010 N 94 "Об установлении коэффициентов К и К1 при определении размеров годовой арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена и земли, находящиеся в муниципальной собственности, на территории Первомайского района на 2011 год", в том числе, были утверждены коэффициенты К (в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков). В частности, коэффициент К для расчета арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования "пашня" установлен в размере 0,0057.
Решение было опубликовано в газете "Первомайский вестник" от 11.11.2010 N 135 (9250).
Решением Первомайского райсовета от 25.10.2011 N 112 "Об установлении коэффициентов К и К1 при определении размеров годовой арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, и земли, находящиеся в муниципальной собственности, на территории Первомайского района на 2012 год" коэффициент К для расчета арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования "пашня" также установлен в размере 0,0057.
Решение было опубликовано в газете "Первомайский вестник" от 03.11.2011 N 132 (9402).
Решением Первомайского райсовета от 06.12.2011 N 158 "О внесении изменения в решение районного Совета народных депутатов от 25.10.2011 N 112 "Об установлении коэффициентов К и К1 при определении размеров годовой арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, на территории Первомайского района на 2012 год" коэффициент К для расчета арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования "пашня" был установлен в размере 0,0085.
Решение было опубликовано в газете "Первомайский вестник" от 27.12.2011 N 155 (9425).
На дату принятия оспариваемых актов действовало постановление администрации Алтайского края от 26.10.2012 N 578, утвердившее результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края (далее - Результаты кадастровой оценки).
Считая, что вышеуказанные решения Первомайского райсовета в части установления коэффициента К для расчета арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования "пашня" не соответствуют закону, ООО "МолАгро" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из их доказанности и обоснованности в удовлетворенной части, посчитал, что они не соответствуют Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Отказывая в удовлетворении требования о признании указанных решений недействующими с момента их издания, исходил из положений, закрепленных в частях 4, 5 статьи 195 АПК РФ, руководствовался пунктом 4 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда в обжалуемой части правомерными исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно части 1 статьи 65 и части 6 статьи 195 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт. В свою очередь, заявитель должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.
По пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила определения размера арендной платы).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил определения размера арендной платы арендная плата в отношении земельного участка, предоставляемого для сельскохозяйственного использования, устанавливается в размере 0,6 % от кадастровой стоимости этого земельного участка.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11.05.2004 N 209-О указал, что в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
В связи с этим при рассмотрении споров, касающихся установления платы за пользование земельными участками в городе, судам рекомендовано выявлять, проводились ли при принятии оспариваемого нормативного акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Таким образом, коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы, устанавливаемые органами местного самоуправления муниципальных районов, должны быть экономически обоснованы.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; создание дискриминационных условий.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что решение Первомайского райсовета от 06.12.2011 N 158 в части установления коэффициента, используемого при расчете арендной платы за земельные участки для вида разрешенного использования "пашня" в размере 0,0085, не соответствует Постановлению N 582, поскольку размер годовой арендной платы с учетом коэффициента К, равного 0,0085, превышает максимальный размер арендной платы, установленный этим постановлением, учитывая, что при принятии Первомайским райсоветом решений по установлению коэффициентов К для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отсутствовало какое-либо их экономическое и правое обоснование, данные коэффициенты были установлены произвольно, арбитражный суд, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11 и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2004 N 209-О, правомерно признал их не действующими, не соответствующими Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии судебного акта в обжалуемой части арбитражным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены в этой части не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы суд кассационной инстанции оценил и посчитал необоснованными, так как заявителем изложены выводы, основывающиеся на неверном толковании норм права, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции в обжалуемой части дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам дела, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.02.2013 по делу N А03-16511/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Первомайского районного Собрания депутатов Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Первомайского районного Собрания депутатов Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.02.2013 (судьи Музюкин Д.В., Дружинина Н.М., Ильичева Л.Ю.) по делу N А03-16511/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МолАгро" (656000, Алтайский край, г. Барнаул, ул. П. Сухова, 61, ИНН 2263024037, ОГРН 1062208031379) к Первомайскому районному Собранию депутатов Алтайского края (658080, Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. Деповская, 19а, ИНН 2263022752, ОГРН 1042201591717) о признании решений N 112 от 25.10.2011, N 158 от 06.12.2011, N 94 от 26.10.2010 недействующими в части."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 мая 2013 г. N Ф04-1892/13 по делу N А03-16511/2012