г. Тюмень |
|
12 апреля 2013 г. |
Дело N А46-30321/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Коробейниковой В.А.
судей Кадниковой О.В.
Туленковой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления государственной службы занятости населения Омской области на определение от 30.11.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Погосткина Е.А.) и постановление от 05.02.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рожков Д.Г., Кудрина Е.Н., Рябухина Н.А.) по делу N А46-30321/2012 по иску Главного управления государственной службы занятости населения Омской области (644043, город Омск, улица Тарская, 11, ИНН 5503107126, ОГРН 1075503000044) к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" (646760, Омская область, Павлоградский район, рабочий посёлок Павлоградка, улица Колхозная, 22, ИНН 5529006010, ОГРН 1085509001555) о взыскании 7 527,65 руб.
Суд установил:
Главное управление государственной службы занятости населения Омской области (далее - ГУ ГСЗН Омской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" (далее - ООО "Теплоэнерго", должник) об обязании вернуть в областной бюджет субсидию в размере 7 257,65 руб. в связи с нарушением порядка её предоставления.
Определением от 30.11.2012, оставленным без изменения постановлением от 05.02.2013 апелляционного суда, исковое заявление оставлено без рассмотрения.
ГУ ГСЗН Омской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит определение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Заявитель не согласен с выводами судов о том, что исковые требования не являются текущими платежами и поэтому подлежат рассмотрению в рамках дела о банкротстве ООО "Теплоэнерго".
По мнению ГУ ГСЗН Омской области, судам следовало квалифицировать обязательство должника с учётом утверждённого порядка предоставления субсидий юридическим лицам. Обязательство ООО "Теплоэнерго" по возврату субсидии не возникает без предъявления требования об этом государственного органа. Поскольку требование Управления о возврате субсидии датировано 08.08.2012, обязательство должника является текущим.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, дело рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, порядок предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в 2011 году, утверждён постановлением Правительства Омской области от 02.02.2011 N 19-п (далее - Порядок).
По результатам отбора работодателей, проведённого ГУ ГСЗН Омской области, было дано положительное заключение о возможности предоставления ООО "Теплоэнерго" субсидии в размере 7 527,65 руб.
Данная субсидия перечислена на счёт ООО "Теплоэнерго" согласно заявке на кассовый расход от 09.08.2011 N 761.
Определением от 21.11.2011 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-13194/2011 заявление ООО "Теплоэнерго" принято судом, возбуждено дело о банкротстве и назначено судебное заседание по проверке его обоснованности.
Решением от 04.05.2012 Арбитражного суда Омской области по настоящему делу ООО "Теплоэнерго" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
В связи с нарушением условий получения субсидии на возмещение затрат, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, 08.08.2012 Управлением в адрес ООО "Теплоэнерго" направлено письмо с требованием о возврате субсидии.
Конкурсный управляющий ООО "Теплоэнерго" направил ответ, поступивший в ГУ ГСЗН Омской области 24.09.2012, в котором сообщалось, что добровольный возврат субсидии в предлагаемом порядке не представляется возможным, так как должник объявлен банкротом и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусмотрен специальный порядок расчётов с кредиторами должника.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ГУ ГСЗН Омской области в арбитражный суд с настоящим иском.
Оставляя иск без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 АПК РФ, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что требования Управления подлежат предъявлению только в деле о банкротстве ООО "Теплоэнерго" в порядке, определённом статьями 71 и 100 Закона о банкротстве.
При этом арбитражный суд исходил из того, что денежное обязательство ООО "Теплоэнерго" по возврату суммы субсидии, перечисленной на счёт должника согласно заявке на кассовый расход от 09.08.2011, возникло до возбуждения дела о банкротстве, поэтому вне зависимости от срока его исполнения не является текущим.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными.
Согласно пункту 1 статьи 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Законом порядка предъявления требований к должнику.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Как установлено судами, в нарушение пункта 12 утверждённого Порядка ООО "Теплоэнерго" не соблюдено одно из условий предоставления субсидии - в части трудоустройства в течение тридцати дней инвалида на вакантное рабочее место (специальное рабочее место), выделенное (созданное) в счёт установленной квоты для приёма на работу инвалидов.
Для целей квалификации платежа в качестве текущего определяющим фактором служит момент возникновения денежного обязательства.
В силу статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве, текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.
При этом отмечено, что если денежное обязательство или обязательный платёж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, то такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о банкротстве, о требованиях, подлежащих включению в реестр.
Судами установлено, что спорная субсидия перечислена должнику 09.08.2011, то есть до принятия заявления о признании должника банкротом - 21.11.2011, процедура наблюдения введена 26.12.2011, решение о признании ООО "Теплоэнерго" банкротом принято 26.04.2012, а исковое заявление истца поступило в суд 01.11.2012, следовательно, суды пришли к правильному выводу, что денежное обязательство ООО "Теплоэнерго" с учётом возврата субсидии в размере 7 257,65 руб. в течение 30 дней со дня получения юридическим лицом уведомления о её возврате не является текущим. Требование ГУ ГСЗН Омской области по своему правовому режиму аналогично требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения.
Указанные требования подлежат предъявлению только в деле о банкротстве в порядке, определённом статьями 71 и 100 Закона о банкротстве, а в случае предъявления иска о взыскании соответствующей задолженности в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 АПК РФ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Таким образом, суды правомерно оставили иск без рассмотрения.
Изложенные в кассационной жалобе доводы суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку они основаны на неверном толковании норм права. При рассмотрении настоящего спора арбитражными судами дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам дела.
С учётом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что определение и постановление судов приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьёй 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 30.11.2012 Арбитражного суда Омской области и постановление от 05.02.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-30321/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления государственной службы занятости населения Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.С. Коробейникова |
Судьи |
О.В. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве, текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.
При этом отмечено, что если денежное обязательство или обязательный платёж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, то такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о банкротстве, о требованиях, подлежащих включению в реестр."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2013 г. N Ф04-1565/13 по делу N А46-30321/2012
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1565/13
05.02.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-134/13
11.01.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-134/13
30.11.2012 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-30321/12