г. Тюмень |
|
23 мая 2013 г. |
Дело N А45-21562/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение от 06.11.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Векшенков Д.В.) и постановление от 01.02.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Колупаева Л.А., Ходырева Л.Е.) по делу N А45-21562/2012 по заявлению муниципального казенного учреждения города Новосибирска "Управление дорожного строительства" (630000, город Новосибирск, улица Фрунзе, 96, ИНН 5406346070, ОГРН 1065406101265) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) о признании решения от 03.07.2012 и предписания от 03.07.2012 N 43 недействительными.
Другие лица, участвующие в деле: индивидуальный предприниматель Шевцов Юрий Николаевич.
В заседании приняли участие представители: Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - Княжева Е.Н. по доверенности от 09.01.2013 N СГ/2; муниципального казенного учреждения города Новосибирска "Управление дорожного строительства" - Соколов И.С. по доверенности от 16.05.2013 N 32; индивидуального предпринимателя Шевцова Юрия Николаевича - Солдатов И.С. по доверенности от 05.09.2011.
Суд установил:
муниципальное казенное учреждение города Новосибирска "Управление дорожного строительства" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - управление, антимонопольный орган) об оспаривании решения от 03.07.2012 и предписания от 03.07.2012 N 43.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен индивидуальный предприниматель Шевцов Юрий Николаевич (далее - ИП Шевцов Ю.Н.).
Решением от 06.11.2012 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 01.02.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования заявителя удовлетворены. Оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа признаны недействительными.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе учреждению в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, учреждение, заключив с ИП Шевцовым Ю.Н. муниципальный контракт, наделило его функциями по осуществлению контроля за весовыми параметрами транспортных средств на улицах города Новосибирска, выразившимися в составлении актов о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, и определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа, относящимся к собственности Новосибирска.
Подробно доводы управления изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Шевцов Ю.Н. просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку вывод Новосибирского УФАС России о наделении заявителем хозяйствующего субъекта функцией расчета вреда дорогам, не подтверждается материалами дела и носит характер предположения; наименование части актов "актами о превышении" не является доказательством исполнения государственной функции ни муниципальным казенным учреждением города Новосибирска "Управление дорожного строительства", ни ИП Шевцовым Ю.Н.
ИП Шевцов Ю.Н. также указывает, что оператор ППВК может использовать только те данные для заполнения информационных разделов акта, которые ему даны инспектором ГИБДД; доводы кассационной жалобы направлены на переоценку законных и обоснованных выводов арбитражных судов по делу.
Отзыв на кассационную жалобу от учреждения в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует и установлено судами, 20.03.2012 антимонопольным органом было возбуждено дело N 19 по признакам нарушения учреждением части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
03.07.2012 управлением принято решение о признании заявителя нарушившим часть 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ. Нарушение заключалось в наделении хозяйствующего субъекта - ИП Шевцова Ю.Н. функциями по осуществлению контроля за весовыми параметрами транспортных средств, выразившимися в составлении актов о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, и определении размера вреда (суммы ущерба), причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа, относящимся к собственности города Новосибирска.
03.07.2012 антимонопольным органом учреждению выдано предписание N 43 о прекращении им нарушения части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ и исключении из контракта от 13.02.2012 N 23/12 и технического задания, являющегося приложением к контракту, составления актов о превышении транспортным средством предельно-допустимых весовых параметров, установленных Правилами дорожного движения Российской Федерации, в случае выявления таких превышений в ходе взвешивания.
Считая данные решение и предписание незаконными, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в действиях учреждения отсутствуют признаки нарушения указанных норм антимонопольного законодательства.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Так, из решения антимонопольного органа следует, что учреждением допущено нарушение части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Частью 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
В статьях 11-13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) перечислены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, установление порядка осуществления весового и габаритного контроля, контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и местного значений, а также определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
В силу части 5 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 6.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации от 27.05.1996, контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125, весовой и габаритный контроль на автомобильных дорогах местного значения осуществляется Ространснадзором в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, и Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору), указанным государственным органам предоставлены права: останавливать транспортные средства и проверять наличие документов у водителя, взвешивать транспортные средства и измерять их габариты, сравнивать весовые и габаритные параметры транспортных средств с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, проверять выполнение особых условий движения, указанных в специальном разрешении, срок действия разрешения, в случае выявления нарушений применять меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется органами местного самоуправления в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения (часть 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ).
Порядок организации, расчет, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда установлен постановлением мэрии города Новосибирска от 30.06.2010 N 195 "Об организации взимания платы с владельцев автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа, относящимся к собственности города Новосибирска".
Судами установлено и из материалов дела следует, что учредителем учреждения является муниципальное образование город Новосибирск, функции и полномочия которого в отношении учреждения осуществляет мэрия города Новосибирска. Предметом и видами деятельности учреждения являются, в том числе, осуществление функции заказчика по организации движения транспорта по улично-дорожной сети города, повышение безопасности дорожного движения; содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения; учреждение оказывает платные услуги, связанные с выдачей специального разрешения на перевозку опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (пункты 2.2, 2.3 Устава).
Учреждение в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог местного значения, во исполнение положений приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125, обеспечивает взвешивание транспортных средств, направляемых сотрудниками ГИБДД.
Между учреждением и ИП Шевцовым Ю.Н. заключен муниципальный контракт от 31.01.2011 N 10/11, по условиям которого предприниматель (исполнитель) обязуется оказать учреждению (заказчик) услуги по осуществлению контроля за весовыми параметрами транспортных средств на улицах города Новосибирска в соответствии с техническим заданием.
13.02.2012 между ними заключен муниципальный контракт N 23/12, согласно которому предприниматель обязуется оказать учреждению услуги по взвешиванию тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих движение по улично-дорожной сети города Новосибирска в соответствии с техническим заданием. Тяжеловесные транспортные средства на взвешивание направляет сотрудник контрольно-надзорных органов. Результаты взвешивания фиксируются индивидуальным предпринимателем путем распечатки на бумажном носителе весовых параметров транспортного средства и акта по результатам взвешивания транспортного средства. Акт составляется в трех экземплярах, один экземпляр акта передается водителю транспортного средства, второй - сотруднику контрольно-надзорных органов, третий экземпляр остается у индивидуального предпринимателя для передачи учреждению.
В технических заданиях, являющихся приложениями к муниципальным контрактам, перечислены оказываемые услуги, в частности, проведение взвешиваний тяжеловесных транспортных средств, составление актов о превышении транспортным средством предельно-допустимых весовых параметров, в случае выявления таких превышений в ходе взвешивания, ведение журнала учета взвешенных тяжеловесных транспортных средств.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ регламент работы инспекторов-операторов передвижного пункта весового контроля, сотрудников ИП Шевцова Ю.Н., должностную инструкцию инспектора-оператора передвижного пункта весового контроля, показания свидетеля Пироженко А.В. (сотрудник ГИБДД) и Ивановского А.В. (сотрудник ИП Шевцова Ю.Н.), а также иные представленные сторонами доказательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что учреждение, заключив муниципальные контракты с ИП Шевцовым Ю.Н. на оказание вышеперечисленных услуг, организовало взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа, относящимся к собственности города Новосибирска, однако функцию весового контроля таких транспортных средств, а также расчета вреда, причиняемого дорогам транспортом, не передавало.
Технические функции по взвешиванию транспортных средств осуществляет инспектор передвижного пункта весового контроля, функции весового контроля транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы по дорожной сети города Новосибирска, фактически осуществляются сотрудниками ГИБДД.
Это соответствует требованиям действующего законодательства.
Кроме того, вступившим в законную силу решением от 21.02.2012 Центрального районного суда города Новосибирска по делу N 2-528/2012 установлено, что в обязанности предпринимателя входит техническое сопровождение процедуры взвешивания транспортных средств, сотрудник третьего лица не останавливает транспортное средство, не принимает решение о его взвешивании и привлечении правонарушителя к административной ответственности, взвешивание происходит под контролем сотрудников ГИБДД, собственник автомобильной дороги - муниципальное образование город Новосибирск - наделено полномочиями по организации взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию управления по делу, не опровергают выводов арбитражных судов, а направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела, что недопустимо в суде кассационной инстанции и не может являться основанием для отмены судебных актов.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.11.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 01.02.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-21562/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125, весовой и габаритный контроль на автомобильных дорогах местного значения осуществляется Ространснадзором в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, и Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору), указанным государственным органам предоставлены права: останавливать транспортные средства и проверять наличие документов у водителя, взвешивать транспортные средства и измерять их габариты, сравнивать весовые и габаритные параметры транспортных средств с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, проверять выполнение особых условий движения, указанных в специальном разрешении, срок действия разрешения, в случае выявления нарушений применять меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется органами местного самоуправления в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения (часть 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ).
Порядок организации, расчет, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда установлен постановлением мэрии города Новосибирска от 30.06.2010 N 195 "Об организации взимания платы с владельцев автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа, относящимся к собственности города Новосибирска"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 мая 2013 г. N Ф04-1970/13 по делу N А45-21562/2012