г. Тюмень |
|
24 мая 2013 г. |
Дело N А46-1389/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Тамашакина С.Н.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 24.10.2012 (судья Чернышев В.И.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А46-1389/2010 по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (644037, г. Омск, ул. Партизанская, д. 10, ИНН 5406323202, ОГРН 10554062262) к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (644002, г. Омск, ул. Красный путь, 5, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Омской области (644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42, ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400) о признании незаконными действий, обязании совершить действия.
В заседании приняли участие представители:
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - Окишев К.В. по доверенности от 14.05.2013 N 33.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - общество, заявитель) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости, заинтересованное лицо) о признании незаконным решение от 03.11.2009 N 36/09-18680 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений" и обязать федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области (далее - кадастровая палата) внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:190, разрешенное использование: для производственных целей; категория земель: земли населенных пунктов; местоположение установлено в 275 метрах южнее относительно двухэтажного кирпичного здания главной конторы, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, ул. Уральская, дом 2, на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе" с 03.08.2009.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией заинтересованного лица произведена замена Управления Роснедвижимости по Омской области на правопреемника - Управление Росреестра по Омской области (далее -Управление Росреестра).
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области (впоследствии переименовано в Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области, а затем в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии").
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.10.2011, оставленное без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012, в удовлетворении требования общества отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.05.2012 названные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении спора общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, изложив их следующим образом: признать незаконными совершенные 27.12.2007 действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:190, местоположение установлено в 275 м южнее относительно 2-этажного кирпичного здания главной конторы, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, АО Ленинский, ул. Уральская, дом 2, в размере 326 550 312,33 руб.; по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:190, местоположение установлено в 275 м южнее относительно 2-этажного кирпичного здания главной конторы, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, АО Ленинский, ул. Уральская, дом 2, в размере 327 236 338,69 руб.; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" изменить статус кадастровых сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:36:000000:190, местоположение установлено в 275 м южнее относительно 2-этажного кирпичного здания главной конторы, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, АО Ленинский, ул. Уральская, дом 2, "архивные" на статус кадастровых сведений "временные", с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:190, местоположение установлено в 275 м южнее относительно 2-этажного кирпичного здания главной конторы, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, АО Ленинский, ул. Уральская, дом 2, в размере 327 236 338,69 руб., с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:190, местоположение установлено в 275 м южнее относительно 2-этажного кирпичного здания главной конторы, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, АО Ленинский, ул. Уральская, дом 2, в размере 326 550 312,33 руб., с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:190, местоположение установлено в 275 м южнее относительно 2-этажного кирпичного здания главной конторы, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, АО Ленинский, ул. Уральская, дом 2, в размере 12 770 672,58 руб., изменить статус кадастровых сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:36:000000:190, местоположение установлено в 275 м южнее относительно 2-этажного кирпичного здания главной конторы, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, АО Ленинский, ул. Уральская, дом 2, "временные" на статус кадастровых сведений "архивные".
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.10.2012 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что суды неправомерно приняли уточнение заявленных требований, которое фактически изменило как предмет, так и основание первоначальных требований, а также рассчитали кадастровую стоимость спорного земельного участка; не учтено, что предметом рассмотрения является требование об изменении вида разрешенного использования. Указывает также, что на момент совершения оспариваемых действий отсутствовали какие-либо документальные возможности и обязанности, основанные на нормах права, для самостоятельного установления и учета в кадастре фактического использования участка и его назначения.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает доводы жалобы несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал возражения кадастровой палаты.
Учитывая надлежащее извещение общества и кадастровой палаты, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 15.07.2009 общество обратилось в Управление Роснедвижимости по Омской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:190.
Решением Территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области от 03.08.2009 N 36/09-13138 осуществление кадастрового учета изменений было приостановлено в связи с тем, что в нарушение пункта 9 части 1 статьи 22, пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 41, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, для осуществления кадастрового учета изменений земельного участка не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешенного использования земельного участка; сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. По состоянию на 31.07.2009 в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, в состав которой входит спорный земельный участок, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны, не поступало.
Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений, обществу было предложено обратиться с заявлением об учете сведений о границах территориальных зон, имеющих отношение к испрашиваемому земельному участку, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом, измененное разрешенное использование земельного участка.
В связи с неустранением вышеуказанных обстоятельств в установленный срок, Территориальным отделом N 1 Управления Росреестра по Омской области вынесено решение от 03.11.2009 N 36/09-18680 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений.
Полагая, что действия Управления Росреестра и кадастровой палаты по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, основанной на недостоверных, по мнению общества, сведениях о виде разрешенного использования спорного земельного участка, являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что обществом осуществляется фактическое ведение на спорном земельном участке деятельности, для которой он был ранее предоставлен и для которой предназначены расположенные на нем объекты недвижимости производственного назначения. При этом учли, что данный земельный участок преобразован 28.12.2011 и сведения с этого момента имеют статус "архивный".
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-З "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
Суды установили, что право постоянного (бессрочного) пользования общества на спорный земельный участок зарегистрировано с указанием вида разрешенного использования - "для производственных целей" и присвоением ему 9-го вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Вместе с тем было указано, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:000000:190 расположены объекты недвижимости, входящие в производственно-технологический комплекс ТЭЦ-2 - структурного подразделения общества и предназначенные для участия в основном виде деятельности общества. В связи с этим суды пришли к выводу о том, что такой земельный участок входит в состав вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (10 вид).
Таким образом, руководствуясь упомянутыми нормами, суды, посчитали, что вид разрешенного использования, внесенный в государственный кадастр недвижимости (9 вид) не соответствует фактическому использованию земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, входящие в производственно-технологический комплекс ТЭЦ-2 (10 вид), что должны быть внесены новые сведения о виде разрешенного землепользования, определенного в качестве основного для данной территориальной зоны.
Между тем судами не учтено, что удовлетворенное требование по своей формулировке предусмотрено положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Несмотря на указание кассационной инстанции и наличие определенной правовой позиции в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, оно не рассмотрено как требование об установлении вида разрешенного использования в порядке искового производства.
Фактически спор разрешен как административный, но без применения обязательного в таком случае порядка, предусмотренного обозначенной главой, и при ошибочной квалификации иска. В итоге удовлетворены требования, связанные с административными правоотношениями и незаконностью определенных действий государственного органа.
Указание в тексте обжалуемых судебных актов на наличие соответствующей цели иска и правил его рассмотрения также привело к упомянутым нарушениям, поскольку было истолковано как позволяющее рассмотреть требование об установлении новой кадастровой стоимости в связи с оспариванием конкретных действий, тогда как эта цель (установление новой кадастровой стоимости) не является единственной и может быть достигнута посредством установления нового вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Кроме того, не обозначена и не обоснована ссылками на нормы права и обстоятельства дела возможность и обязательность: внесения в кадастр, на момент совершения ответчиком оспариваемых действий, указанного истцом нового вида разрешенного использования; установления такого вида и соответствующей ему кадастровой стоимости на прошлый период.
Признав правильным определенный истцом вид разрешенного использования, суды не исследовали документы, подтверждающие назначение объектов, расположенных на спорном земельном участке. Не указано на основании каких норм права и расчетов установлен новый размер кадастровой стоимости этого участка.
Удовлетворение требований в имеющемся виде не привело к устранению недостоверных, по мнению истца, сведений, имеющихся в кадастре. Напротив, установление судом новой кадастровой стоимости земельного участка без исследования соответствующих документов и обстоятельств землепользования, без проверки ее соответствия действующим нормативным актам и результатам государственной кадастровой оценки земель, повлечет возникновение противоречащих сведений. Эта стоимость рассчитана с учетом иного вида разрешенного использования, а на установление его в резолютивной части решения, для последующего внесения в кадастр, не указано.
На основании изложенного судебные акты по делу подлежат отмене. В связи с тем, что они проверялись судом кассационной инстанции повторно и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела судами установлены не были, дело подлежит направлению на рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
При рассмотрении данного дела суду следует учесть указанное выше, устранить имеющиеся недостатки и рассмотреть имеющийся спор именно как спор об установлении вида разрешенного использования конкретного земельного участка, дав оценку доказательствам, подтверждающим назначение соответствующих сооружений, расположенных на спорном земельном участке, и относимость их к инфраструктуре объекта электроэнергетики (к единому технологическому процессу).
Необходимо также проверить и дать полную оценку доводам общества, возражениям кадастровой палаты и Управления Росреестра, выяснить наличие у истца интереса к установлению определенного вида разрешенного использования на будущий период, то есть с момента вступления в законную силу возможного решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 24.10.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 по делу N А46-1389/2010 отменить.
Дело передать на рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 24.10.2012 (судья Чернышев В.И.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А46-1389/2010 по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (644037, г. Омск, ул. Партизанская, д. 10, ИНН 5406323202, ОГРН 10554062262) к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (644002, г. Омск, ул. Красный путь, 5, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Омской области (644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42, ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400) о признании незаконными действий, обязании совершить действия."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 мая 2013 г. N Ф04-1623/12 по делу N А46-1389/2010
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9646/13
15.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9646/13
24.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1623/12
27.12.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10463/12
26.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10463/12
24.10.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-1389/10
16.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1623/12
30.01.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9941/11
02.12.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9941/11
28.10.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-1389/10