г. Тюмень |
|
30 мая 2013 г. |
Дело N А70-9336/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Рябининой Т.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение от 14.11.2012 Арбитражного суда Тюменской области (судья Лазарев В.В.) и постановление от 13.02.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рожков Д.Г., Кудрина Е.Н., Рябухина Н.А.) по делу N А70-9336/2012 по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Хохрякова, 47, ИНН 7202137184, ОГРН 1057200712359) к обществу с ограниченной ответственностью "Боково" (627581, Тюменская область, Викуловский район, село Боково, ул. Школьная, 93, ИНН 7213001241, ОГРН 1047200333476) о взыскании субсидии.
Третье лицо - Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области.
В заседании приняла участие Боровинская А.Ю. - представитель Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области по доверенности от 20.02.2013 N 14/568-13.
Суд установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент АПК) обратился в арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Боково" (далее - ООО "Боково") о взыскании субсидии в размере 28 983 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.11.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Руководствуясь положениями статей 1, 28, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), пункта 1 статьи 6, статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйств", статьи 3 Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области", пунктов 2.4.2-2.4.6, 3.16, 3.2, 4.15.2, 5.1 Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п (далее - Положение N 72-п), подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174 (далее - Правила N 1174), суды исходили из отсутствия доказательств нарушения ООО "Боково" условий получения субсидии.
Департамент АПК обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает на нарушение и неправильное применение пункта 4.15.2 Положения N 72-п и подпункт "а" пункта 5 Правил N 1174, согласно которым получателями субсидий на поддержку элитного семеноводства являются сельскохозяйственные товаропроизводители, которые приобрели элитные семена сельскохозяйственных культур у российских производителей элитных семян и заводов по подготовке семян.
По мнению заявителя, субсидия на поддержку элитного семеноводства на семена кукурузы получена с нарушением условий, установленных при ее предоставлении, а именно: семена получены не у производителя элитных семян, поэтому подлежит возврату в областной бюджет на основании пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса, пункта 5.1 Положения о порядке предоставления государственной поддержки основных направлений сельскохозяйственного производства, источником финансового обеспечения которой являются субсидии из федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2008 N 180-п.
В отзыве на кассационную жалобу третье лицо поддерживает ее доводы и просит отменить решение арбитражного суда первой и постановление апелляционной инстанций.
В судебном заседании представитель Департамента АПК поддержал кассационную жалобу.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установил суд первой инстанции и следует из доказательств, между ГПОО "Семстанция Исилькульская" (продавец) и ООО "Боково" (покупатель) заключен договор от 14.03.2011 N 24 купли-продажи семен кукурузы РОСС 199 МВ, РСт, F1 в количестве 3 тонн на сумму 105 000 рублей.
При отгрузке семян ГПОО "Семстанция Исилькульская" предоставило копию сертификата N Росс RUS ПС 0036.1.3.0067 на семена кукурузы ОАО "Курганинский элеватор", согласно которому идентифицированные в установленном порядке семена кукурузы РОСС 199 МВ, партия N 9ф2 размером 100 тонн, соответствуют ГОСТ Р 52325-2005 для репродукционных семян на товарные цели; производителем (продавцом) этих семян является ОАО "Курганинский элеватор", Краснодарский край, город Курганинск.
ООО "Боково" подало Департаменту АПК заявку на получение субсидии на поддержку элитного семеноводства.
К заявке приложены все документы, предусмотренные Положением N 72-п, и дополнительные документы, свидетельствующие о приобретении продукции, ее количестве, цене и содержащие сведения о продавце семян, в том числе указанные договор от 14.03.2011 N 24 и сертификат.
Представленные документы проверены Департаментом АПК и признаны верными и достаточными для получения субсидии.
В соответствии с Правилами N 1174, пунктом 4.15.2 Положения N 72-п, заявкой Департамент АПК предоставил ООО "Боково" субсидию на поддержку элитного семеноводства в размере 28 983 рублей.
Денежные средства перечислены на счет ответчика платежными поручениями от 21.06.2011 N 104372, от 09.11.2011 N 36503 и от 26.12.2011 N 481330.
По результатам проверки использования бюджетных средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, направленных в 2011 году на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, Управление составило акт от 30.07.2012 о нарушении порядка предоставления ООО "Боково" субсидии и выдало Департаменту АПК представление от 03.08.2012 N 85 о принятии мер по недопущению незаконного использования средств федерального бюджета или государственных внебюджетных фондов, не являющихся нецелевым использованием.
Департамент АПК направил ООО "Боково" уведомление от 04.09.2012 N 13/3199-12 с требованием о возврате субсидии в размере 28 983 рублей, которая осталась без ответа.
Поскольку субсидия не возвращена, Департамент АПК обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод о законности получения ООО "Боково" субсидии и соблюдении условий ее использования.
Апелляционный суд согласился с решением арбитражного суда.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права, ошибочны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ).
Согласно часть 2 статьи 7 данного Закона финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 3 статьи 78 указанного Кодекса установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу статьи 3 Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области" условия и порядок государственной поддержки сельскохозяйственного производства в формах, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством законами Тюменской области и (или) нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области.
Условия, порядок предоставления субсидий на возделывание зерна определены в действовавшем на дату заключения договора Положении N 72-п.
В силу пункта 5.1 Положения N 72-п, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3.2 ПоложенияN 72-п для участия в отборе получателем субсидии, получатели представляют в Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области заявку с приложением документов, указанных в пунктах 2.4.2 - 2.4.6, и документов, определенных условиями предоставления субсидий по каждому мероприятию и направлению государственной поддержки.
Согласно пунктам 2.4.2 - 2.4.6 Положения N 72-п к заявке на получение субсидии должны быть приложены следующие документы: справка-расчет по форме, установленной настоящим Положением; справка о ненахождении в стадии ликвидации или банкротства, подписанная руководителем предприятия; справка об отсутствии просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе, подписанная руководителем предприятия; справка о состоянии ссудной задолженности по кредитам, привлеченным на срок более года, с указанием кредитной организации, срока выдачи и суммы кредита, ссудной задолженности на 01.01.2011 и на дату составления настоящей справки, подписанная руководителем предприятия; справка о представлении отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса в соответствии с формами, утвержденными приказами Министерства сельского хозяйства РФ, с указанием даты представления отчета, подписанная органом местного самоуправления. Данную справку не представляют получатели бюджетных средств, зарегистрированные в городе Тюмени, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Кроме того, в силу пункта 4.15.2 Положения N 72-п основанием для выплаты субсидий является предоставление получателями субсидий следующих документов: а) справка-расчет на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур по форме в соответствии с приложением N 32 к настоящему Положению; б) копии счетов-фактур, накладных, платежных документов, заверенные получателями субсидий; в) копии сертификатов на семена, выданные органами по сертификации семян сельскохозяйственных культур, заверенные получателями субсидий.
На основании указанных документов устанавливается соответствие претендента условиям предоставления субсидии.
Отсутствие какого-либо из вышеуказанных документов является основанием для отказа в предоставлении государственной поддержки (пункт 3.16 Положения N 72-п).
С учетом изложенного, решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что Департамент АПК не представил доказательств нарушения ООО "Боково" условий, установленных для получения субсидии, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.
Ссылка Департамента АПК о приобретении ООО "Боково" элитных семян кукурузы у организации, не являющейся производителем элитных семян кукурузы, правомерно не принята судом апелляционной инстанции, поскольку использованная ответчиком субсидия на приобретение элитных семян по вышеназванному договору направлена на цели, предусмотренные постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п, а именно на приобретение элитных семян кукурузы.
Доводы Департамента АПК о нарушении судами пункта 4.15.2 Положения N 72-п, подпункта "а" пункта 5 Правил N 1174 фактически направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций, что за пределами рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.11.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013 по делу N А70-9336/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение от 14.11.2012 Арбитражного суда Тюменской области (судья Лазарев В.В.) и постановление от 13.02.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рожков Д.Г., Кудрина Е.Н., Рябухина Н.А.) по делу N А70-9336/2012 по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Хохрякова, 47, ИНН 7202137184, ОГРН 1057200712359) к обществу с ограниченной ответственностью "Боково" (627581, Тюменская область, Викуловский район, село Боково, ул. Школьная, 93, ИНН 7213001241, ОГРН 1047200333476) о взыскании субсидии."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2013 г. N Ф04-1511/13 по делу N А70-9336/2012
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1511/13
13.02.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11414/12
19.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11414/12
14.11.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-9336/12