город Омск |
|
13 февраля 2013 г. |
Дело N А70-9336/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Кудриной Е.Н., Рябухиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 08АП-11414/2012) Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14 ноября 2012 года по делу N А70-9336/2012 (судья Лазарев В.В.), принятое по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200712359, ИНН 7202137184) к обществу с ограниченной ответственностью "Боково" (ОГРН 1047200333476, ИНН 7213001241), третье лицо: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (ОГРН 1047200605484, ИНН 7202126866), о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - представитель не явился, извещён;
от общества с ограниченной ответственностью "Боково" - представитель не явился, извещён;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области - представитель не явился, извещён,
установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент АПК, истец) обратился в арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Боково" (далее - ООО "Боково", ответчик) о взыскании субсидии в размере 28 983 рублей.
Исковые требования мотивированы со ссылкой на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нарушением ООО "Боково" условий, установленных при предоставлении субсидий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14 ноября 2012 по делу N А70-9336/2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что основанием для возврата субсидии является нарушение условий её предоставления, установленных Положением о порядке предоставлении средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утверждённым постановлением Правительства Тюменской области орт 04.03.2011 N 72-п, и Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174, согласно которым получателями субсидий на поддержку элитного семеноводства являются сельскохозяйственные товаропроизводители, которые приобрели элитные семена сельскохозяйственных культур у российских производителей элитных семян и заводов по подготовке семян.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на неверное толкование судом первой инстанции положений статьи 78 БК РФ и несоответствие выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела.
От ООО "Боково" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, а также третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, явку представителя в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, оценив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 1174 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства", пунктом 4.15.2 Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 г. N 72-п, и заявкой от 09.06.2011 г. Департамент АПК предоставил ООО "Боково" субсидию на поддержку элитного семеноводства в размере 28 983 руб.
Денежные средства были перечислены на счёт ответчика по платежным поручениям N 104372 от 21.06.2011 г., N 36503 от 09.11.2011 г. и N 481330 от 26.12.2011 г. (л.д.48-50).
30 июля 2012 года Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (далее Управление) в Департаменте агропромышленного комплекса Тюменской области за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. была проведена проверка использования бюджетных средств, направленных в 2011 году на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по подпрограмме "Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства".
По результатам проверки 30.07.2012 г. был составлен Акт, в котором указано, что ООО "Боково" получило субсидию в размере 28 983 рубля с нарушением установленного порядка, так как приобрело элитные семена кукурузы у ГПОО "Семстанция Исилькульская", не являющейся производителем реализуемых элитных семян (л.д. 20-41).
03 августа 2012 года Управление направило Департаменту АПК представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором потребовало принять меры по недопущению в дальнейшем незаконного использования средств федерального бюджета или государственных внебюджетных фондов, не являющихся нецелевым использованием (л.д. 45-47).
04 сентября 2012 года в адрес ответчика истцом было направлено уведомление исх. N 13/3199-12 с требованием возвратить субсидию в размере 28 983 рубля, которая осталась без ответа (л.д. 17-18).
По утверждению истца, субсидия ответчиком не возвращена, в связи с чем Департамент АПК обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отсутствие действий со стороны ответчика по возврату субсидии явилось основанием для обращения Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении заявленных требований послужил поводом для подачи истцом апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учёл следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона N 264-ФЗ).
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Поскольку Федеральный закон N 264-ФЗ предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон, должны регулироваться нормами бюджетного законодательства.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В пункте 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу статьи 3 Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области" условия и порядок государственной поддержки сельскохозяйственного производства в формах, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством законами Тюменской области и (или) нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области.
Условия, порядок предоставления субсидий на возделывание зерна определены в действовавшем на дату заключения договора Положении о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденном Постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства" (далее - Положение).
В силу пункта 5.1 Положения, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме (пункт 5.1 Положения).
Из содержания приведенных пунктов следует, что основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области указывает, что основанием для возврата субсидии является нарушение условий её предоставления, установленных в пункте 4.15.2 Положения о порядке предоставлении средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области орт 04.03.2008 N 72-п, и подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174, согласно которым получателями субсидий на поддержку элитного семеноводства являются сельскохозяйственные товаропроизводители, которые приобрели элитные семена сельскохозяйственных культур у российских производителей элитных семян и заводов по подготовке семян.
Неисполнение выразилось в приобретении ООО Боково" элитных семян кукурузы у организации (ГПОО "Семстанция Исилькульская"), не являющейся производителем элитных семян кукурузы.
По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Согласно статье 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Оценив представленные сторонами в дело доказательства суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки изложенных в обжалуемом решении выводов, так как материалами дела не подтверждается нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении.
Так, в соответствии с пунктом 3.2 Положения, для участия в отборе получателем субсидии, получатели представляют в Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области заявку с приложением документов, указанных в пунктах 2.4.2 - 2.4.6, и документов, определенных условиями предоставления субсидий по каждому мероприятию и направлению государственной поддержки.
Согласно пунктам 2.4.2 - 2.4.6 к заявке на получение субсидии должны быть приложены следующие документы:
- справка-расчет по форме, установленной настоящим Положением;
- справка о ненахождении в стадии ликвидации или банкротства, подписанная руководителем предприятия;
- справка об отсутствии просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе, подписанная руководителем предприятия;
- справка о состоянии ссудной задолженности по кредитам, привлеченным на срок более года, с указанием кредитной организации, срока выдачи и суммы кредита, ссудной задолженности на 01.01.2011 и на дату составления настоящей справки, подписанная руководителем предприятия;
- справка о представлении отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса в соответствии с формами, утвержденными приказами Министерства сельского хозяйства РФ, с указанием даты представления отчета, подписанная органом местного самоуправления. Данную справку не представляют получатели бюджетных средств, зарегистрированные в г. Тюмени, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Кроме того, в силу пункта 4.15.2 Положения, основанием для выплаты субсидий является предоставление получателями субсидий следующих документов:
а) справка-расчет на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур по форме в соответствии с приложением N 32 к настоящему Положению;
б) копии счетов-фактур, накладных, платежных документов, заверенные получателями субсидий;
в) копии сертификатов на семена, выданные органами по сертификации семян сельскохозяйственных культур, заверенные получателями субсидий.
На основании указанных документов устанавливается соответствие претендента условиям предоставления субсидии.
Отсутствие какого-либо из вышеуказанных документов является основанием для отказа в предоставлении государственной поддержки (пункт 3.16 Положения).
В свою очередь, исполнение вышеуказанных пунктов Положения свидетельствует о соблюдении заявителем условий для предоставления субсидии. Требований к предоставлению иных документов, подтверждающих соблюдение условий предоставления субсидий, действующим законодательством не установлено.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Боково" к заявке на получение субсидии приложены документы, установленные нормативно-правовым актом, а также дополнительные документы, свидетельствующие о приобретении продукции.
Данные обстоятельства истцом не оспариваются.
Предоставление совместно с заявкой вышеуказанного пакета документов свидетельствует о соблюдении ответчиком условия для предоставления субсидии.
Указанные документы были проверены Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области и признаны верными и достаточными для получения субсидии.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что ответчиком соблюдены условия для подачи заявки на получение субсидии.
Довод апелляционной жалобы о приобретении ООО "Боково" элитных семян кукурузы у организации (ГПОО "Семстанция Исилькульская"), не являющейся производителем элитных семян кукурузы, не принимается судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 14.03.2011 между ООО "Боково" (Покупатель) и ГПОО "Семстанция Исилькульская" заключен договор N 24, в соответствии с которым ответчик приобрел у Продавца семена кукурузы РОСС 199 МВ, РСТ, F1, в количестве 3 тонн на сумму 105 000 руб. (л.д. 9-10).
При отгрузке семян элитной кукурузы ГПОО "Семстанция Исилькульская" предоставило ООО "Боково" копию Сертификата N Росс RUS ПС 0036.1.3.0067 на семена кукурузы производителя ОАО "Курганинский элеватор" (л.д. 14).
Сертификат N Росс RUS ПС 0036.1.3.0067 удостоверяет, что идентифицированные в установленном порядке семена кукурузы РОСС 199 МВ, репродукционные РСТ, F1, партия 9ф2, размером 100 тонн (4000 мешков) соответствуют ГОСТ Р 52325-2005 для репродукционных семян на товарные цели. Производителем (продавцом) этих семян является ОАО "Курганский элеватор", Краснодарский край, г. Курганинск.
Таким образом, использованная ответчиком субсидия на приобретении элитных семян по вышеназванному договору направлена на цели, предусмотренные постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п, а именно на приобретение элитных семян кукурузы.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что к заявке на получение субсидии (л.д. 74), ответчиком прилагались указанные выше договор N 24 от 14.03.2011 и сертификат N Росс RUS ПС 0036.1.3.0067, при проверке которых истцом было установлено соответствие действительности содержащейся в них информации и сделан вывод о возможности предоставлении государственной поддержки (л.д. 79).
Изучив в совокупности представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком условий получения субсидии, в связи с чем, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, отказав в удовлетворении исковых требований Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области о взыскании с ООО Боково" полученной субсидии в размере 28 983 руб.
Ссылка на нарушение подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174, не состоятельна, поскольку субсидии выданы в соответствии с тарифом, установленным данным подпунктом.
Истцом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области освобождён от уплаты государственной пошлины как орган государственной власти, выступающий по данному делу в качестве истца, государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой Арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 14 ноября 2012 года по делу N А70-9336/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Е.Н. Кудрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9336/2012
Истец: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Боково", Общество с ограниченной собственностью "Боково"
Третье лицо: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1511/13
13.02.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11414/12
19.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11414/12
14.11.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-9336/12