г. Тюмень |
|
30 мая 2013 г. |
Дело N А70-7137/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Беловой Л.В.
Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" на решение от 13.11.2012 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 29.01.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А70-7137/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (625007, город Тюмень, улица 30 лет Победы, 31, ИНН 7204095194, ОГРН 1057200947253) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (625026, город Тюмень, проезд Геологоразведчиков, 1, ИНН 7203158490, ОГРН 1057200990593) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняла участие представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области - Трофимова Н.С. (доверенность от 04.03.2013).
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (далее - ООО "Тюмень Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 27.06.2012 N 730 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 13.11.2012 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 29.01.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных ООО "Тюмень Водоканал" требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Тюмень Водоканал", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение, которым признать незаконным и отменить оспариваемое постановление Управления Роспотребнадзора.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Роспотребнадзора, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ООО "Тюмень Водоканал" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвовавшая в судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора Трофимова Н.С. поддержала доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной Управлением Роспотребнадзора плановой выездной проверкой установлено, что хозяйственно-бытовое и питьевое водоснабжение микрорайона Лесной города Тюмени и с. Утяшево осуществляется ООО "Тюмень Водоканал" из подземного водоисточника. Водозаборы пресной воды расположены по адресам: мкр. Лесной, 15 (состоит из 3-х скважин); с. Утешево, ул. Школьная, coop. 1, 2 (состоит из 2-х эксплуатируемых скважин). Каждый из участков имеет общее ограждение. Скважины заключены в самостоятельные павильоны.
В результате осмотра мест нахождения скважин водозаборов уполномоченными должностными лицами Управления Росприроднадзора обнаружено, что в павильонах скважин водозабора в мкр. Лесной в зоне санитарной охраны 1 пояса (строгого режима) в нарушение пунктов 1.5, 3.2.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) осуществляется хранение реагентов, используемых для водоподготовки - уголь активированный, кварцевый песок, а также обнаружены немаркированные мешки, над которыми имеется вывеска на стене "кислота щавелевая 15 кг".
Кроме того, проверкой установлено отсутствие у ООО "Тюмень Водоканал" проекта зон санитарной охраны источника хозяйственно-бытового водоснабжения в с. Утяшево, ул. Школьная, соор. 1, 2 с санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии его санитарным правилам, что является нарушением требований пунктов 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, части 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
По результатам проверки Управлением Роспотребнадзора составлены акт проверки от 24.04.2012 и протокол от 24.04.2012 N 02-214, на основании которых вынесено постановление от 27.06.2012 N 730 о привлечении ООО "Тюмень Водоканал" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с выводами Управления Роспотребнадзора, ООО "Тюмень Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим заявлением.
Частью 2 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены в СанПиН 2.1.4.1110-02.
В соответствии с пунктом 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 первый пояс (строгого режима) зоны санитарной охраны включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
Запрещается размещения складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод. Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения (пункт 3.2.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В силу пункта 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
На основании пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в нарушение пунктов 1.5, 1.6, 1.13, 3.2.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ООО "Тюмень Водоканал" в павильонах скважин водозабора в мкр. Лесной в зоне ЗСО 1 пояса (строгого режима) допущено хранение реагентов, а также немаркированных мешков отсутствует проект зон санитарной охраны источника хозяйственно-бытового водоснабжения в с. Утяшево, ул. Школьная, сооружения 1, 2, с санитарно-эпидемиологическим заключением.
Поскольку ООО "Тюмень Водоканал" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных законом действий, обе судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводам заявителя об отсутствии его вины в совершении вменяемого административного правонарушения и надлежащих доказательств, подтверждающих хранение в зоне санитарной охраны водозабора каких-либо запрещенных веществ, дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.11.2012 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 29.01.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-7137/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" на решение от 13.11.2012 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 29.01.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А70-7137/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (625007, город Тюмень, улица 30 лет Победы, 31, ИНН 7204095194, ОГРН 1057200947253) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (625026, город Тюмень, проезд Геологоразведчиков, 1, ИНН 7203158490, ОГРН 1057200990593) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2013 г. N Ф04-1864/13 по делу N А70-7137/2012
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1864/13
29.01.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10985/12
12.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10985/12
13.11.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-7137/12