г. Тюмень |
|
9 июля 2013 г. |
Дело N А46-29952/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Беловой Л.В.
Черноусовой О.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омскоблгаз" на постановление от 21.03.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А46-29952/2012 Арбитражного суда Омской области по заявлению открытого акционерного общества "Омскоблгаз" (644105, город Омск, улица 4-я Челюскинцев, 6А, ИНН 5503002042, ОГРН 1035504001345) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, город Омск, проспект Карла Маркса, 12а, ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939) об оспаривании действий антимонопольного органа.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Литвинцева Л.Р.) в заседании участвовали представители: открытого акционерного общества "Омскоблгаз" - Подхолюзин 01.06.2012) и Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Черенков Н.Г. (доверенность от 15.01.2013).
Суд установил:
Открытое акционерное общество "Омскоблгаз" (далее - ОАО "Омскоблгаз", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Управление ФАС, антимонопольный орган) по истребованию пояснений о действиях (пошагово) специалиста, осуществляемых при проведении работ по определению мест подключения к действующему газопроводу согласно "калькуляции на выполнение расчёта объёма потребляемого газа при присоединении к внутренней системе газоснабжения" и хронометражных наблюдениях, на основании которых формировалась данная калькуляция; о представлении документации, регламентирующей проведение таких работ при переводе на природный газ квартир в домах, расположенных по адресам: районный поселок Таврическое, улица Лермонтова, 57, улица Ленина, 74, улица Советская, 35.
Решением от 27.12.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Голобородько Н.А.) требования ОАО "Омскоблгаз" удовлетворены.
Постановлением от 21.03.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт. В удовлетворении заявленных ОАО "Омскоблгаз" требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Омскоблгаз", ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 21.03.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение от 27.12.2012 Арбитражного суда Омской области.
В отзыве на кассационную жалобу Управление ФАС, соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, просит оставить обжалуемый ОАО "Омскоблгаз" судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвовавшие в судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании материалов, поступивших из Таврической районной прокуратуры Омской области, приказом Управления ФАС от 31.08.2012 N 176 возбуждено дело N 04/40-12 по признакам нарушения ОАО "Омскоблгаз" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в несоблюдении установленного законом порядка ценообразования путём применения способа установления размера платы за услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) по договорам, заключённым с собственниками многоквартирных домов, расположенных по адресам: районный поселок Таврическое, улица Лермонтова, 57, улица Ленина, 74, улица Советская, 35, и несоответствующего положениями части 7 статьи 156 и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также включения в договоры условия, предусмотренного пунктом 3.4, не соответствующего части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении названного дела антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях ОАО "Омскоблгаз" признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, что повлекло необходимость получения дополнительных пояснений и документов для исследования вопроса обоснованности стоимости работ по переводу на природный газ многоквартирных домов, расположенных в районном поселке Таврическое.
Определением от 09.10.2012 об отложении рассмотрения дела N 04/40-12 Управление ФАС запросило у ОАО "Омскоблгаз" пояснение о действиях (пошагово) специалиста, осуществляемых при проведении работ по определению мест подключения к действующему газопроводу согласно "калькуляции на выполнение расчета объема потребленного газа при присоединении к внутренней системе газоснабжения" и хронометражных наблюдениях, на основании которых формировалась данная калькуляция, а также документацию, регламентирующую проведение таких работ при переводе на природный газ квартир в домах, расположенных по адресам: районный поселок Таврическое, улица Лермонтова, 57, улица Ленина, 74, улица Советская, 35.
Полагая, что запрошенная информация не относится к предмету рассматриваемого антимонопольным органом дела, ОАО "Омскоблгаз" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции указал на отсутствие в определении антимонопольного органа от 09.10.2012 сведений об относимости запрашиваемых пояснений и документов к рассматриваемому делу и вопросам, для разрешения которых эти сведения запрашиваются. Не усмотрев связи между истребованными документами и вопросами, возникшими при рассмотрении дела N 04/40-12, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ОАО "Омскоблгаз" обязанности по исполнению требования Управления ФАС о представлении дополнительных документов.
Статьей 25 Закона о защите конкуренции на коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, возложена обязанность представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.
Из содержания части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции следует, что мотивирование требования антимонопольного органа не означает, что перед лицом, которому направлен соответствующий запрос, должна быть раскрыта полная информация о существе дела, целях и задачах истребования документов. Объем запрашиваемых сведений, порядок и сроки их представления определяются антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета проверки и иных существенных обстоятельств.
Указание в запросе на объективную необходимость представления запрашиваемых документов и информации для рассмотрения конкретных дел свидетельствует о соблюдении антимонопольным органом требований части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, запросы, содержащие указание на процессуальный повод истребования информации (например, ссылку на конкретное дело) и нормативно-правовое основание (статья 25 Закона о защите конкуренции) являются мотивированными.
Полно и всесторонне исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что Управлением ФАС истребованы у заявителя документы и пояснения в связи с рассмотрением дела N 04/40-12, предметом которого являлись действия ОАО "Омскоблгаз", выразившиеся в нарушении установленного законом порядка ценообразования путём применения способа установления размера платы за услуги по техническому обслуживанию ВДГО по договорам, заключённым с собственниками многоквартирных домов, несоответствующего положениями части 7 статьи 156 и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также включения в договоры условия, предусмотренного пунктом 3.4, не соответствующего части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В определении от 09.10.2012 об отложении рассмотрения дела N 04/40-12 приведена ссылка на положения части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции, согласно которым комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с возникшей необходимостью получения дополнительных доказательств относительно обстоятельств рассматриваемого дела.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Управление ФАС запрашивало у ОАО "Омскоблгаз" документы и пояснения, относящиеся к предмету рассмотрения по делу N 04/40-12 и необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 21.03.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-29952/2012 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полно и всесторонне исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что Управлением ФАС истребованы у заявителя документы и пояснения в связи с рассмотрением дела N 04/40-12, предметом которого являлись действия ОАО "Омскоблгаз", выразившиеся в нарушении установленного законом порядка ценообразования путём применения способа установления размера платы за услуги по техническому обслуживанию ВДГО по договорам, заключённым с собственниками многоквартирных домов, несоответствующего положениями части 7 статьи 156 и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также включения в договоры условия, предусмотренного пунктом 3.4, не соответствующего части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В определении от 09.10.2012 об отложении рассмотрения дела N 04/40-12 приведена ссылка на положения части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции, согласно которым комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с возникшей необходимостью получения дополнительных доказательств относительно обстоятельств рассматриваемого дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 июля 2013 г. N Ф04-2899/13 по делу N А46-29952/2012
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2899/13
21.03.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1000/13
04.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1000/13
27.12.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-29952/12