г. Тюмень |
|
11 июля 2013 г. |
Дело N А46-30873/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Ильина В.И.
Маняшиной В.П.
при ведении протокола помощником судьи Ташкиновой О.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Омской области на решение от 18.01.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Стрелкова Г.В.) и постановление от 09.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-30873/2012 по заявлению Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (644024, г. Омск, ул. Чкалова, 25, ИНН 5503060728, ОГРН 1025500737899) к Министерству финансов Омской области (644043, г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5, ИНН 5503217866, ОГРН 1105543001057) о признании незаконными действий по возврату взыскателю исполнительного листа
Другие лица, участвующие в деле: Бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский государственный музыкальный театр".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовал представитель Министерства финансов Омской области - Рядовая А.В. по доверенности от 02.04.2013.
Суд установил:
Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее - ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска, заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, в котором просит признать незаконным действия Министерства Финансов Омской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство финансов) по возврату исполнительного листа серии АС N 000622216, выданного 20.04.2010 Арбитражным судом Омской области на основании решения от 20.01.2010 по делу N А46-25079/2009.
Решением от 18.01.2013 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 09.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования заявителя удовлетворены, оспариваемые действия Министерства финансов Омской области признаны незаконными.
В кассационной жалобе Министерство финансов просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды неправомерно не применили к отношениям по возврату исполнительного листа, предъявленного к бюджетному учреждению, положения подпункта "г" пункта 3 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ).
Отзыв на кассационную жалобу от заявителя и третьего лица к началу судебного заседания не поступил.
В судебном заседании представитель Министерства финансов поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Арбитражным судом Омской области по делу А46-25079/2009 было принято решение от 20.01.2010, согласно которому с БУК Омской области "Омский государственный музыкальный театр" в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано 82035,44 руб., в том числе 81163,74 руб. недоимки по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию за 1полугодие 2009 года и 871,70 руб. пени за их несвоевременную уплату, а также пени, исчисленные с 10.09.2009 в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на задолженность по страховым взносам за период с 01.04.2009 по 30.06.2009, составляющую на 02.11.2009 81163,74 руб., до дня ее фактической уплаты.
На исполнение указанного решения Арбитражным судом Омской области был выдан взыскателю исполнительный лист АС серии 000622216, который ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска направлен для исполнения в Министерство финансов Омской области с приложением к исполнительному листу документов, в том числе расчета пени с указанием подлежащих взысканию сумм пени.
06.09.2012 Министерство финансов Омской области возвратило взыскателю исполнительный лист, сославшись на положения пункта 1 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ, и указав, что исполнительный лист наряду с фиксированными денежными суммами содержит нефиксированные денежные суммы, подлежащие взысканию (уведомление о возврате исполнительного документа N 10-1-10/5152).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что нормами Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрено такого основания для возврата исполнительного листа, как наличие в исполнительном документе указания на взыскание нефиксированных денежных сумм.
Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в структуру бюджетного законодательства Российской Федерации входит как названный Кодекс, так и иные федеральные законы, регулирующие правоотношения, указанные в статье 1 БК РФ. При этом федеральные законы, предусмотренные статьей 2 БК РФ, не могут противоречить названному Кодексу.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что исполнительный лист АС серии 000622216 от 20.04.2010 по делу N А46-25079/2009 Арбитражного суда Омской области предъявлен взыскателем к исполнению с соблюдение вышеназванных требований действующего законодательства
Согласно положениям пункта 3 статьи 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:
непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 данной статьи;
несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, АПК РФ и Законом об исполнительном производстве;
нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и министерством финансов не оспаривается отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ, для возврата исполнительного листа АС серии 000622216 от 20.04.2010 по делу N А46-25079/2009 Арбитражного суда Омской области.
В соответствии с Законом N 83-ФЗ с 1 января 2011 года вводится новое регулирование в части порядка исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета, в связи с созданием казенных учреждений и изменением правового положения бюджетных учреждений.
Согласно подпункту "г" пункта 3 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение в отношении бюджетного учреждения, является отсутствие в исполнительном документе фиксированных денежных сумм, подлежащих взысканию (денежных сумм, по которым не требуется текущий либо последующий расчет при исполнении исполнительного документа).
Вместе с тем, принимая Закон N 83-ФЗ и устанавливая дополнительное основание для возврата поступивших на исполнение документов (отсутствие в исполнительном документе фиксированных денежных сумм, подлежащих взысканию), законодатель не внес каких-либо изменений в иные законодательные акты, которые устанавливают требования к исполнительным документам и регулируют вопросы исполнения судебных актов, в частности, в АПК РФ, БК РФ, Закон об исполнительном производстве.
В связи с этим в настоящее время существуют неясности по поводу официального толкования и применения подпункта "г" пункта 3 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ в части того, понимается ли под "фиксированной суммой" размер процентов, для расчета которых судом определен (зафиксирован в судебном акте) порядок и показатели такого расчета.
В данном случае возврат исполнительного листа АС серии 000622216 без исполнения по мотиву указания в нем на взыскание пеней за несвоевременную уплату страховых взносов до дня фактической уплаты таких взносов влечет неисполнение вступившего в законную силу судебного акта, что нарушает право каждого на справедливое судебное разбирательство (учитывая, что стадия исполнительного производства является составной частью этого права), гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 и противоречит основам исполнительного производства и задачам судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в постановлениях от 19.03.1997 по делу "Хорнсби против Греции" (Hornsby v. Greece), от 07.05.2002 по делу "Бурдов против России" (Burdov v. Russia), право на суд, гарантированное статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, было бы иллюзорным, если бы национальная правовая система государства-участника допускала бы неисполнение окончательного вступившего в силу решения суда в ущерб одной из сторон.
Действуя в рамках конституционной дискреции и избирая тот или иной механизм исполнительного производства, федеральный законодатель во всяком случае должен исходить из необходимости обеспечения непротиворечивого регулирования отношений в этой сфере, создания для них стабильной правовой основы и не вправе ставить под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П).
С учетом изложенного является правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанции об обязанности Министерства финансов исполнить требования исполнительного листа АС серии 000622216, соответствующего резолютивной части решения от 20.01.2010 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-25079/2009, содержащего точное указание суммы, на которую подлежат начислению пени, даты, с которой подлежат начислению пени, ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации и периода, в течение которого подлежат взысканию пени.
Кроме того, согласно положениям пункта 13 статьи 33 Закона N 83-ФЗ с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период.
Исходя из подпункта 6 пункта 19 статьи 33 указанного Закона, в переходный период бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в порядке, установленном главой 24.1 БК РФ.
По смыслу положений главы 24.1 БК РФ исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия в исполнительном документе фиксированных денежных сумм, подлежащих взысканию (денежных сумм, по которым не требуется текущий либо последующий расчет при исполнении исполнительного документа).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленное требование, признав незаконными действия Министерства финансов по возврату взыскателю исполнительного листа серии АС N 000622216 от 20.04.2010 по делу N А46-25079/2009 Арбитражного суда Омской области.
Доводы Министерства финансов, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Иное толкование заявителем положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.01.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 09.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-30873/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действуя в рамках конституционной дискреции и избирая тот или иной механизм исполнительного производства, федеральный законодатель во всяком случае должен исходить из необходимости обеспечения непротиворечивого регулирования отношений в этой сфере, создания для них стабильной правовой основы и не вправе ставить под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П).
С учетом изложенного является правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанции об обязанности Министерства финансов исполнить требования исполнительного листа АС серии 000622216, соответствующего резолютивной части решения от 20.01.2010 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-25079/2009, содержащего точное указание суммы, на которую подлежат начислению пени, даты, с которой подлежат начислению пени, ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации и периода, в течение которого подлежат взысканию пени.
Кроме того, согласно положениям пункта 13 статьи 33 Закона N 83-ФЗ с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период.
Исходя из подпункта 6 пункта 19 статьи 33 указанного Закона, в переходный период бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в порядке, установленном главой 24.1 БК РФ.
По смыслу положений главы 24.1 БК РФ исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия в исполнительном документе фиксированных денежных сумм, подлежащих взысканию (денежных сумм, по которым не требуется текущий либо последующий расчет при исполнении исполнительного документа)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июля 2013 г. N Ф04-3341/13 по делу N А46-30873/2012
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3341/13
09.04.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1713/13
13.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1713/13
25.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1713/13
18.01.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-30873/12