г. Тюмень |
|
16 августа 2013 г. |
Дело N А46-33166/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Кокшарова А.А.
Перминовой И.В.
при ведении протокола помощником судьи Золотарёвой И.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 11.02.2013 (судья Крещановская Л.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-33166/2012 по заявлению открытого акционерного общества "ОТП Банк" (125171 г. Москва, Ленинградское шоссе, 16 "А", стр. 1, ОГРН 1027739176563, ИНН 7708001614) к государственному учреждению - Омскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (644010 г. Омск, ул. Пушкина, 67, ОГРН 1025500972716, ИНН 5504018510) об оспаривании ненормативного правового акта.
В заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области в составе судьи Бесединой Т.И. приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "ОТП Банк" - Павлова В.В. по доверенности от 28.12.2012;
от государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Вагнер Н.А. по доверенности от 17.12.2012 N 39, Хараджа С.С. по доверенности от 17.12.2012 N 25.
Суд установил:
открытое акционерное общество "ОТП Банк" (далее - Банк) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к государственному учреждению - Омскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 12.12.2012 N 115с/с о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.02.2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013, заявление Банка удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Фонд считает, что Банк при расчете пособий по уходу за ребенком своим работницам: Долженко Т.А., Погарской Н.Н., Капогузовой И.П., Мовсисян Н.М., неверно применил законодательство, действовавшее в период до 01.01.2010. По мнению Фонда, поскольку сотрудницы Банка (Долженко Т.А., Погарская Н.Н., Капогузова И.П., Мовсисян Н.М.) при наступлении отпуска по уходу за вторым и последующими детьми для исчисления ежемесячного пособия фактического заработка за последние 12 календарных месяцев не имели, так как находились в отпуске по уходу за первым ребенком, затем в отпуске по беременности и родам, следовательно, согласно пункту 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 в редакции, действующей в 2009 году, средний заработок необходимо определять исходя из тарифной ставки установленного работницам разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения).
В отзыве на кассационную жалобу Банк возражает против доводов Фонда, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Фондом проведена документальная выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2009 год, по результатам которой составлен акт от 15.11.2012 N 153с/с и вынесено решение от 12.12.2012 N 115с/с, которым не приняты к зачету расходы в размере 24 496,40 руб. на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производственные Банком.
Основанием для вынесения такого решения послужил вывод Фонда о нарушении Банком пункта 11 Положения, поскольку неправильно определен средний заработок при расчете пособий по уходу за вторым ребенком четырех сотрудниц Долженко Т.А., Погарской Н.Н., Капогузовой И.Л., Мовсисян Н.М., находящихся в отпуске по уходу за первым ребенком и в отпуске по беременности и родам.
Банк, не согласившись с решением Фонда от 12.12.2012 N 115с/с, обратился в суд с заявлением.
Суды, удовлетворяя заявление Банка, исходили из отсутствия у Фонда оснований для непринятия к зачету расходов в сумме 24 496,40 руб. на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, поскольку Банк правомерно исчислил пособия по уходу за вторым ребенком.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, основывается на следующем.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 настоящего Федерального закона).
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Подпунктами 7 и 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ установлено, что пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком являются видами страхового обеспечения.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам, ежемесячными пособиями по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ), Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ), а также Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
В соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в частности беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3, 4 настоящей статьи).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ в редакции, действующей на момент исчисления Банком своим сотрудницам пособий по уходу за вторым ребенком в 2009 году, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, в редакции от 09.02.2009).
Во исполнение данной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 15.06.2007 N 375 утвердило Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение).
Согласно пункту 15 Положения во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок.
Согласно пункту 6 Положения в редакции, действовавшей в 2009 году, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности (далее - расчетный период).
Пункт 8 Положения предусматривал исключение из расчетного периода при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия, в том числе периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, а также начисленных за эти периоды сумм.
Как усматривается из материалов дела, у сотрудниц Банка спорный страховой случай - отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за вторым ребенком наступил в период нахождения этих сотрудниц в отпуске по уходу за первым ребенком, следовательно, эти сотрудницы - застрахованные лица, в расчетом периоде не имели заработка, в связи с чем, согласно позиции Фонда, средний заработок для целей определения пособия подлежит исчислению исходя из тарифной ставки установленных сотрудницам разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения), то есть по пункту 11 Положения в редакции, действовавшей в 2009 году.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что в данном случае в отношении сотрудниц Банка нельзя признать обоснованным применение пункта 11 Положения в редакции от 15.06.2007 при определении среднего заработка при назначении ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком в 2009 году, поскольку имелись определенные противоречия и неясности в толковании положений пунктов 6, 8, 11 при исчислении среднего заработка, с учетом правовой позиции, изложенной в приказе Минздравсоцразвития России от 10.07.2006 N 531 "Об утверждении Разъяснения о применении Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213, при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованному лицу, которое в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработало фактически менее трех месяцев" (далее - приказ Минздравсоцразвития России от 10.07.2006 N 531), а также с учетом того, что все сотрудницы до рождения первого ребенка проработали в Банке более 12 месяцев и имели заработок.
При этом суд апелляционной инстанции согласился с доводами Банка о том, что законодательство об обязательном социальном страховании, действовавшее в проверяемом периоде, не содержало запрета на замену исключаемых из расчетного периода периодов времени, упомянутых в пункте 8 Положения, непосредственно предшествующими им периодами, равными количеству исключаемых календарных месяцев, в настоящий момент такого запрета также не содержится.
Согласно пункту 3 приказа Минздравсоцразвития России от 10.07.2006 N 531 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически отработанного им времени в 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности. Причем из расчетного периода (12 месяцев) при исчислении среднего заработка исключаются периоды, в течение которых, в том числе, работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам.
Календарные месяцы, на которые приходятся вышеуказанные периоды, подлежат замене предшествующим им периодом, равным количеству исключаемых календарных месяцев.
Указанный приказ утратил силу в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития России от 07.12.2010 N 1079н (зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011 N 19710), вступившим в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, то есть 21.02.2011, следовательно, в 2009 году приказ Минздравсоцразвития России от 10.07.2006 N 531 являлся действующим.
Из материалов дела следует, что сотрудницы Банка до рождения первого ребенка работали в ОАО "ОТП Банк" и получали заработную плату, в связи с чем Банк при определении среднего заработка для назначения ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком в 2009 году обоснованно из последних 12 календарных месяцев перед наступлением отпуска по беременности и родам исключил периоды, в течение которых работницы получали пособие по беременности и родам или находились в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, при этом заменив календарные месяцы, на которые приходятся указанные периоды, непосредственно предшествующими им периодом времени, равным количеству исключаемых календарных месяцев, что соответствует вышеприведенной правовой позиции.
В настоящее время пробелы в правовом регулировании обеспечения ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком, в частности, применении пунктов 8, 11 Положения устранены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2009 N 839 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375), которым в пункт 11 Положения внесены изменения, согласно которым в случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 06.02.2009 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 5 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" в связи с запросом Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области" и Определении от 07.06.2011 N 742-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Михайлова Александра Григорьевича на нарушение его конституционных прав статьей 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", обоснованно указал, что выплата ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком в сумме меньшей, чем ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком, при данных обстоятельствах не может быть признана правомерной.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводам о правильном исчислении Банком пособия по уходу за вторым ребенком исходя из среднего заработка сотрудниц, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая; об отсутствии у Фонда оснований для непринятия к зачету расходов в сумме 24 496,40 руб. на выплату страхового обеспечения, в связи с чем правомерно удовлетворили заявление Банка.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятого по делу постановления отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 11.02.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 по делу N А46-33166/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Поликарпов |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В настоящее время пробелы в правовом регулировании обеспечения ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком, в частности, применении пунктов 8, 11 Положения устранены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2009 N 839 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375), которым в пункт 11 Положения внесены изменения, согласно которым в случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 06.02.2009 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 5 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" в связи с запросом Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области" и Определении от 07.06.2011 N 742-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Михайлова Александра Григорьевича на нарушение его конституционных прав статьей 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", обоснованно указал, что выплата ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком в сумме меньшей, чем ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком, при данных обстоятельствах не может быть признана правомерной."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2013 г. N Ф04-3776/13 по делу N А46-33166/2012
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3776/13
07.05.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2381/13
22.04.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2381/13
18.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2381/13
11.02.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-33166/12