г. Тюмень |
|
22 августа 2013 г. |
Дело N А70-11686/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 22 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Новоселова В.И.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спортмастер" на решение от 15.02.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 23.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-11686/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спортмастер" (117437, город Москва, улица Миклухо-Маклая, дом 18, корпус 2, комната 102, ИНН 7728551528, ОГРН 1057747320278) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Максима Горького, 72) об оспаривании постановления от 16.11.2012 N 1980/1981 о привлечении к административной ответственности.
В заседании принял участие представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области - Костючик В.А. по доверенности от 18.03.2013 N 2788.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Спортмастер" (далее - ООО "Спортмастер", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.11.2012 N 1980/1981 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - АПК РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением от 15.02.2013 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 23.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального права, просит принятые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что в нарушении статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) проверка нежилого помещения, находящегося в аренде у общества, проводилась без участия его представителя, распоряжение о проверке в отношении заявителя не принималось, о предстоящей проверке законный представитель общества в установленные законом сроки не извещался, акт проверки в отношении общества в установленные законом сроки не составлялся до составления протокола об административном правонарушении, а также обжалуемое постановления и акт проверки в адрес ООО "Спортмастер" не направлялся.
Отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ акт проверки от 17.10.2012 N 831, составленный в отношении ОАО "Рассвет", с указанием нарушений, вменяемых обществу, не может являться допустимым доказательством нарушений ООО "Спортмастер" правил пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует и судами установлено, что по результатам внеплановой выездной проверки по соблюдению обязательных требований по обеспечению пожарной безопасности на основании распоряжения от 16.10.2012 N 831 руководителя ОНД N 11 ГУ МЧС России по Тюменской области в отношении открытого акционерного общества "Рассвет" (далее - ОАО "Рассвет") в помещениях по адресу: город Тюмень, улица Республики, 137 в период с 17.10.2012 по 13.11.2012 были выявлены следующие нарушения: отделка фасада выполнена из горючих материалов (пластиковые панели) в нарушение пунктов 7.1, 5.19 СНиП 21-01-97*, пункта 7.1 МДС 21-1.98; на обводной линии водомерного узла отсутствует электропривод задвижки в нарушение пункта 11.7* СНиП 2.04.01-85*, пунктов 4.2.7, 4.2.7 СП 10.13130.2009; задвижки с электроприводом, установленные на обводных линиях водомерных устройств, не проверены на работоспособность не реже двух раз в год, а пожарные насосы - ежемесячно, с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования в нарушение пункт 59 ППР в РФ; станция пожаротушения не обеспечена схемой обвязки и инструкцией по управлению установкой при пожаре, у каждого узла управления отсутствует табличка с указанием защищаемых помещений, типа и количества оросителей в секции установки, задвижки и краны не пронумерованы в соответствии со схемой обвязки, как это предусмотрено пункта 58 ППР в РФ; несущие конструкции открытой внутренней лестницы выполнены с пределом огнестойкости менее R 60, чем нарушен пункт 5.18* СНиП 21-01-97*, пункт 6.3.2 СНиП 31-05-2003;
в нарушение пункта 6.30 СНиП 21-01-97* внутренняя лестница на 3-ий этаж выполнена с уклоном более 1:1, а высота ступеней на 3-ий этаж выполнена более 22 см, ширина проступи менее 25 см (по факту высота 24 см, ширина 24,5 см).
Так же в ходе проверки было обнаружено, что в арендуемых заявителем помещениях отсутствуют запас оросителей системы пожаротушения (10% от количества смонтированных и не менее 2% от этого числа для проведения испытаний), чем нарушаются требования пункта 61 ППР в РФ, пункта 5.1.14 СП 5.13130.2009; ёмкость 15 м куб. автоматического водопитателя АУПТ в нарушение пункта 61 ППР в РФ, пункта 5.1.14 СП 5.13130.2009; второй эвакуационный выход проходит через складские помещения, с хранением на путях эвакуации горючих материалов, отходов, упаковок (разгрузочное помещение), чем нарушен пункт 6.9* СНиП 21-01-97*, пункт 116 ППР в РФ.
По выявленным фактам в отношении ООО "Спортмастер" составлены протоколы от 09.11.2012 N N 1980, 1981 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Рассмотрев вышеуказанные протоколы, главный государственный инспектор Ленинского и Восточного административного округа города Тюмени по пожарному надзору, начальник ОНД N 11 ГУ МЧС России по Тюменской области вынес постановление от 16.11.2012 N 1980/1981, которым общество привлечено к административной ответственности за нарушение указанных требований пожарной безопасности на основании частей 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества составов вменяемых ему административных правонарушений и отсутствия нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.
При этом отметил, что протоколы об административном правонарушении в отношении общества составлены, а также оспариваемое постановление вынесено при надлежащем его извещении о времени и месте совершения данных процессуальных действий.
Апелляционный суд, оставляя решение суда первой инстанции без изменения отметил, что выводы суда первой инстанции в части доказанности нарушения заявителем пунктов 7.1, 5.19 СНиП 21-01-97*, пункта 7.1 МДС 21-1.98, пункта 5.18* СНиП 21-01-97*, пункта 6.3.2 СНиП 31-05-2003; пункта 6.30 СНиП 21-01-97 не привели к принятию неправомерного судебного акта.
Выводы судебных инстанций являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждёнными в установленном порядке.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации наделяет собственника имущества правом передачи другим лицам права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
В силу статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности могут нести как собственники помещений, так и их арендаторы. В том случае, когда помещением пользуется арендатор, административному органу следует установить, какое именно лицо обязано выполнять требования пожарной безопасности и в каком объёме.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество по договору аренды от 27.05.2010 N 03/10 (далее - договор аренды), заключённому с собственником помещений ОАО "Рассвет", арендует нежилые помещения по адресу: город Тюмень, улица Республики, 137.
Согласно пункту 2.2.2 договора аренды ООО "Спортмастер", как лицо, осуществляющее временное владение и пользование арендуемыми помещениями, несёт ответственность за обеспечение пожарной безопасности в арендуемых помещениях.
В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 27.09.2010 N 1 к указанному договору аренды общество приняло на себя обязанность по оборудованию за свой счёт установки водяного пожаротушения, пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре, внутреннего противопожарного водопровода.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что при составлении протоколов от 09.11.2012 N N 1980, 1981, а также при рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал представитель общества по доверенности Власенко В.Д.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению обществом требований пожарной безопасности, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установил, что ООО "Спортмастер" является лицом, обязанным предпринимать меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере пожарной безопасности. Однако обществом не были соблюдены требования пожарной безопасности, вследствие чего, суд пришёл к обоснованному выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
При этом, отвечая на доводы апелляционной жалобы, указал, что у общества имелась возможность по соблюдению требований пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа является правомерным.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам общества, изложенным в апелляционной жалобе, позиция кассатора изложена без учёта выводов арбитражных судов обеих инстанций, сделанных по результатам установленных обстоятельств и изученных доказательств по делу.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанций с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в том числе, указанных в кассационной жалобе, в связи с чем, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.02.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 23.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-11686/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установил, что ООО "Спортмастер" является лицом, обязанным предпринимать меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере пожарной безопасности. Однако обществом не были соблюдены требования пожарной безопасности, вследствие чего, суд пришёл к обоснованному выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 августа 2013 г. N Ф04-3942/13 по делу N А70-11686/2012
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3942/13
23.05.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2262/13
25.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2262/13
13.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2262/13
15.02.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-11686/12