г. Тюмень |
|
22 августа 2013 г. |
Дело N А46-2699/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омский каучук" на решение от 19.06.2013 Арбитражного суда Омской области (судьи Крещановская Л.А., Солодкевич И.М., Стрелкова Г.В.) по делу N А46-2699/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Омский каучук" (644035, Омская область, город Омск, проспект Губкина, 30, ИНН 5501023216, ОГРН 1025500520297) к Региональной энергетической комиссии Омской области (644043, Омская область, город Омск, улица Красный Путь, 89, ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418) о признании недействующим в части приказа от 27.12.2012 N 593/69.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Омский каучук" - Грохотова М.М. по доверенности N 1355 от 18.04.2013.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Омский каучук" (далее - ОАО "Омский каучук", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) о признании пункта 15.1 приложения N 3 в части установления ставки на содержание электрических сетей и одноставочного тарифа, пункта 15.2 приложения N3 в части установления ставки на содержание электрических сетей и одноставочного тарифа, пункта 12 приложения N 4 в части установления базового уровня подконтрольных расходов на 2013 год, пункта 12 приложения N 5 в части установления необходимой валовой выручки на 2013 год к приказу РЭК Омской области от 27.12.2012 N 593/69 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год" не соответствующими части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 37 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - постановление N 1178), пунктам 5, 7, 9, 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), и не действующими в указанной части.
Решением от 19.06.2013 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ОАО "Омский каучук" просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы при расчете тарифа необходимо индексировать весь объем подконтрольных расходов базового 2012 года, а затем пропорционально мощности распределять такие расходы на товарную продукцию и для собственных нужд.
Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) обществом определена верно. Способ расчета ОАО "Омский каучук" является верным и не противоречит нормативным правовым актам; выводы суда о том, что расчет РЭК Омской области не противоречит законодательству и является единственно верным, не обоснованы и не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу РЭК Омской области просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, как соответствующий действующему законодательству, поскольку расчет долгосрочных параметров регулирования на 2012 год соответствует принципу экономической обоснованности; из материалов дела не следует, что заявителем указывались правовые основания, в соответствии с которыми следует удовлетворить заявленные требования и признать расчет НВВ на содержание сетей, произведенный РЭК Омской области, указанным методом, выполненным с нарушением закона.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя ОАО "Омский каучук", поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее; правильность применения судом норм материального и процессуального срока, пришел к выводу об оставлении без изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Судом кассационной инстанции удовлетворено ходатайство представителя ОАО "Омский каучук" о приобщении к материалам дела оригинала платежного поручения от 11.07.2013 N 4323 об оплате государственной пошлины.
Из материалов дела следует, что 27.12.2012 РЭК Омской области на основании протокола заседания правления РЭК Омской области от 18.12.2012 N 66 был издан приказ N 593/69 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год", который 29.12.2012 был опубликован в газете "Омский Вестник" за N 64.
Тарифы, установленные данным приказом, действуют с 01.01.2013.
Полагая, что пункты 15.1, 15.2 приложения N 3 в части установления ставки на содержание электрических сетей и одноставочного тарифа, пункт 12 приложения N 4 в части установления базового уровня подконтрольных расходов на 2013 год, пункт 12 приложения N 5 в части установления необходимой валовой выручки на 2013 год рассматриваемого приказа не соответствуют части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 37 постановления N 1178, пунктам 5, 7, 9, 11 Методических указаний N 98-э, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, исследуя полно и всесторонне в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные сторонами доказательства, а также положения статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 192, 194 АПК РФ, статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2006 N 35-ФЗ (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), пунктов 12 и 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в энергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), пунктов 5,7,9,11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методических указаний N 98-э); пункта 3 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области от 02.11.2011, исходил из соответствия оспариваемых пунктов приказа положениям действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам права.
Требование общества о признании недействующим в части указанного приказа, который является нормативным актом, мотивировано тем, что РЭК Омской области при установлении тарифа для ОАО "Омский каучук" на 2013 год был неверно произведен расчет одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ - государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.
Исходя из пункта 12 Основ ценообразования - метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее -НВВ) является одним из методов регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, осуществляется регулирующим органом по согласованию с Федеральной службой по тарифам в порядке, определяемом Федеральной службой по тарифам.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации НВВ, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, на основании долгосрочных параметров регулирования, перечисленных в пункте 38 Основ ценообразования.
Согласно материалам дела, в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 29.07.2010 N 174-э/8 (далее - Методические указания N 174-э/8), РЭК Омской области приказом от 29.12.2012 N 565/67 утвердила долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в том числе для общества, на 2012-2014 годы.
Пунктом 11 Методических указаний N 174-э/8 базовый уровень подконтрольных расходов в базовом году долгосрочного периода регулирования (2012 год) был установлен РЭК Омской области методом экономически обоснованных расходов с учетом статей затрат, перечисленных в пункте 12 Методических указаний N 174-э/8.
Расходы на регулируемую деятельность в доле на субабонентов (товарную продукцию) определены из расчета общей суммы расходов регулируемой организации пропорционально заявленной мощности электрической энергии сторонних потребителей от общего объема расходов заявителя на осуществление деятельности по передаче электроэнергии по сетям.
РЭК Омской области применила положения Методических указаний N 98-э, поскольку к моменту формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год и проведения необходимой корректировки установленных РЭК Омской области долгосрочных параметров регулирования Методические указания N 174-э/8 утратили силу.
В соответствии с пунктом 8 Методических указаний N 98-э - на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают НВВ регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. Указанный расчет производится в соответствии с пунктом 11 Методических указаний (формула (2)).
При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (пункт 15 Основ ценообразования).
При формировании НВВ на весь долгосрочный период регулирования (2012-2014 годы) РЭК Омской области применен показатель мощности 6, 290 Мвт, поскольку для расчета НВВ на 2013 и 2014 годы соответствующий показатель мощности не был известен.
В этой связи Методическими указаниями N 98-э предусмотрена ежегодная корректировка установленного НВВ, осуществляемая также по формуле (2) пункта 11 данных Методических указаний.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний N 98-э - расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом НВВ, определенной в соответствии с разделами III, IV Методических указаний.
Формула расчета НВВ размещена в разделе III (пункт 11) данных Методических указаний и предусматривает арифметическое действие по сложению показателей подконтрольных расходов, неподконтрольных расходов и результатов деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных параметров регулирования деятельности такой организации. В результате указанных расчетов определяется только НВВ в части содержания электрических сетей. Остальные расходы регулируемой организации, включаемые в состав НВВ (например, расходы на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь в сетях), определяются в порядке, предусмотренном соответствующим пунктом Основ ценообразования.
Перечень статей затрат, учитываемых при расчете базового уровня подконтрольных расходов, приведен в пункте 12 Методических указаний N 98-э.
Перечень расходов, учитываемых при расчете неподконтрольных расходов, приведен в пункте 11 Методических указаний N 98-э.
Эти показатели определяются методом экономически обоснованных расходов.
Пунктом 14 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), предусмотрено, что для организаций, осуществляющих производство (передачу) электрической (тепловой) энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, распределение расходов по указанному виду деятельности между субабонентами и организацией по решению регионального органа рекомендуется производить в соответствии с одним из нижеследующих методов: согласно учетной политике, принятой в организации; пропорционально отпуску (передаче) электрической (тепловой) энергии.
Суд первой инстанции установил, что передача электрической энергии по сетям не является для ОАО "Омский каучук" основным видом деятельности, что обществом не оспаривается.
Соответственно положения учетной политики организации, базовый уровень подконтрольных расходов, неподконтрольные расходы а, значит, НВВ на содержание сетей для расчета долгосрочных тарифов правильно рассчитаны в доле на товарную продукцию. Расчет НВВ на содержание электрических сетей произведен РЭК Омской области путем определения указанным способом подконтрольных и неподконтрольных расходов и их суммирования. Это полностью соответствует формуле 1 пункта 11 Методических указаний N 98-э и опровергает довод общества о том, что не был произведен расчет НВВ (всего) по формуле, указанной в разделе 3 данных Методических указаний.
Расчет НВВ для формирования тарифа осуществляется регулирующим органом путем суммирования всех расходов регулируемой организации, необходимых для осуществления ею регулируемой деятельности, в соответствии с определением НВВ, содержащимся в пункте 2 Основ ценообразования.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела в совокупности пришел к обоснованному выводу о том, что расчет размера НВВ на 2013 год произведен РЭК Омской области в соответствии с пунктами 8, 11 Методических указаний N 98-э.
Пунктом 9 Методических указаний N 98-э предусматривается ежегодная корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования, в течение долгосрочного периода регулирования.
Расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии на территории Омской области производится на основе НВВ каждой сетевой организации с учетом расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии (регулируемой деятельности).
Изложенное свидетельствует о том, что НВВ в части содержания электрических сетей, необходимая для осуществления регулируемой деятельности, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов, на базовый год долгосрочного периода регулирования (2012 год) принимался именно в доле на товарную продукцию.
В этой связи, расчет расходов, связанных с регулируемой деятельностью, а также корректировка НВВ произведены РЭК Омской области в соответствии с законодательством.
Довод общества о том, что рассчитанный РЭК Омской области тариф является экономически необоснованным, подлежит отклонению, поскольку подход РЭК Омской области к расчету тарифа не нарушает принципа экономической обоснованности.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана соответствующая правовая оценка.
Переоценка установленных судом нижестоящей инстанции фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование обществом действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции принято на основе правильного применения норм материального и процессуального права. Оснований для его отмены или изменения, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 19.06.2013 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-2699/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, исследуя полно и всесторонне в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные сторонами доказательства, а также положения статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 192, 194 АПК РФ, статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2006 N 35-ФЗ (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), пунктов 12 и 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в энергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), пунктов 5,7,9,11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методических указаний N 98-э); пункта 3 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области от 02.11.2011, исходил из соответствия оспариваемых пунктов приказа положениям действующего законодательства.
...
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ - государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.
Исходя из пункта 12 Основ ценообразования - метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее -НВВ) является одним из методов регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, осуществляется регулирующим органом по согласованию с Федеральной службой по тарифам в порядке, определяемом Федеральной службой по тарифам."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 августа 2013 г. N Ф04-3989/13 по делу N А46-2699/2013