г. Тюмень |
|
11 сентября 2013 г. |
Дело N А46-2976/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Новоселова В.И.
Отческой Т.И.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" на решение от 29.05.2013 Арбитражного суда Омской области (судьи Крещановская Л.А., Солодкевич И.М., Стрелкова Г.В.) по делу N А46-2976/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" (646800, Омская область, Таврический район, рабочий поселок Таврическое, улица Кирова, 107, ИНН 5534021408, ОГРН 1115509000133) к Региональной энергетической комиссии Омской области (644043, город Омск, улица Красный Путь, 89, ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418) об оспаривании нормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле: общество с ограниченной ответственностью "Расчетный центр".
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовали: в помещении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа - представитель общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" Скрылева О.А. (доверенность от 14.01.2013), в помещении Арбитражного суда Омской области -представитель Региональной энергетической комиссии Омской области Ванюкова Ю.А. (доверенность от 09.01.2013).
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловик" (далее - ООО "Тепловик", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области, регулирующий орган) о признании недействующим приказа от 20.12.2012 N 520/67 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепловик".
Решением от 29.05.2013 Арбитражного суда Омской области оспариваемый заявителем приказ от 20.12.2012 N 520/67 признан соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
В кассационной жалобе ООО "Тепловик", ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит отменить указанный судебный акт и принять новое решение.
По мнению заявителя, оспариваемый им нормативный правовой акт не соответствует требованиям Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации"; при установлении тарифа на тепловую энергию РЭК Омской области были необоснованно увеличены объемы полезного отпуска тепловой энергии; по котельной с. Харламово были произведены расчеты с учетом расхода энергоресурсов, которые характерны для газовой котельной, необоснованно не приняты расходы по страхованию гражданской ответственности владельца, осуществляющего эксплуатацию опасного объекта, расходы на проведение энергетического обследования и на обследование технического состояния резервного хозяйства для проверки готовности к отопительному сезону, а также расходы на проведение экспертизы промышленной безопасности зданий котельных, что привело к установлению экономически не обоснованного тарифа.
От лиц, участвующих в деле, отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Тепловик" 22.11.2012 обратилось в РЭК Омской области с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию на 2013 год методом индексации с учетом дополнительных расходов.
По результатам рассмотрения этого заявления и экспертизы предложений заявителя об установлении тарифов РЭК Омской области был издан приказ от 20.12.2012 N 520/67, которым на период с 01.01.2013 по 31.12.2013 утвержден тариф на тепловую энергию для потребителей заявителя с календарной разбивкой (без учета НДС): с 01.01.2013 по 30.06.2013 в размере 914,41 руб./Гкал, с 01.07.2013 по 31.12.2013 в размере 1063,17 руб./Гкал.
Полагая, что установленный РЭК Омской области тариф является убыточным, нарушает права и законные интересы заявителя в области экономической и предпринимательской деятельности, ООО "Тепловик" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании упомянутого нормативного правового акта недействующим.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 9 Закона о теплоснабжении, пунктом 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования) при регулировании тарифов, на усмотрение регулирующего органа, применяются; метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Из содержания пункта 37 Основ ценообразования следует, что при применении метода индексации учитываются:
1) программы сокращения расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, согласованные с регулирующими органами;
2) отклонения фактических показателей производства продукции на розничном рынке и (или) оказываемых услуг от прогнозных;
3) отклонения фактических цен на топливо от прогнозных;
4) отклонения фактического индекса потребительских цен от принятого при установлении регулируемых тарифов (цен) прогнозного индекса;
5) изменения нормативных правовых актов, влияющих на размеры расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) изменения регулируемых тарифов (цен) на топливо в соответствии с решениями регулирующих органов;
7) изменения ставок налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку при применении метода индексации не предусмотрено включение дополнительных статей расходов в необходимую валовую выручку, тариф для ООО "Тепловик" установлен РЭК Омской области методом экономически обоснованных расходов.
Согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен и тарифов осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) теплоносителя для потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Пунктом 16 Основ ценообразования предусмотрено, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, от реализации продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг).
В соответствии с пунктом 72.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2044 N 20-э/2, расчет тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), осуществляется с учетом суммарного планового полезного отпуска тепловой энергии по совокупности договоров теплоснабжения соответствующих потребителей.
При формировании тарифа на 2012 год полезный отпуск тепловой энергии РЭК Омской области принят в объеме 138 627,7 Гкал на основании представленного для установления тарифа на 2012 год договора теплоснабжения с ООО "Расчетный центр" от 01.10.2012 и в объеме технологических потерь при передаче тепловой энергии по сетям ООО "Расчетный центр", рассчитанных согласно Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной заместителем председателя Госстроя России 12.08.2003 и Инструкции по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325.
При формировании тарифа на 2013 год полезный отпуск тепловой энергии принят в объеме 139 580,6 Гкал. Увеличение объема полезного отпуска на 952,9 Гкал (рост полезного отпуска на 1%) связано с подключением нескольких жилых домов к котельным N 1 села Сосновское, села Новоуральское, села Неверовка в октябре 2012 года.
ООО "Тепловик" расчет объема полезного отпуска тепловой энергии на 2013 год не был представен, а на 2012 год объем полезного отпуска был указан без разбивки по потребителям. На 2013 год размер полезного отпуска тепловой энергии был увеличен РЭК Омской области на основании информации, полученной от ООО "Расчетный центр".
При установлении тарифа регулирующим органом была учтена информация Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области по объектам теплоснабжения, финансируемых из областного бюджета в 2012 году в рамках реализации мероприятий программы "Развитие жилищно-коммунального комплекса". Так, в программу включены работы по установке газовой блочной котельной в селе Харламово Таврического муниципального района. Срок исполнения работ по контракту до 10.10.2012. В соответствии с представленными Министерством строительства транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области справками формы КС-3 работы были окончены 10.12.2012. Из областного бюджета были перечислены средства для оплаты выполненных работ в сумме 8 521 013, 64 руб.
При таких обстоятельствах регулирующим органом обоснованно были учтены расходы по с. Харламово с учетом информации, полученной от Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Согласно пункту 36 Основ ценообразования при определении расходов регулирующие органы используют цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств.
РЭК Омской области не были приняты расходы, предложенные ООО "Тепловик" в качестве дополнительных расходов на 2013 год, поскольку заявителем не доказана обоснованность включения расходов по договорам (об организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта от 12.11.2012 N ОПО 20112/111; на проведение экспертизы промышленной безопасности зданий котельных от 06.09.2012 N 809; на проведение энергетического обследования от 27.09.2012 N 268-ЭА.07; на обследование технического состояния резервного топливного хозяйства от 17.09.2012 N 1282) и не представлены документы, обосновывающие необходимость заключения данных договоров, а также документация, подтверждающая проведение закупочных процедур, предусмотренных пунктом 36 Основ ценообразования и обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств.
Согласно статье 25 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, определяющие перечень обязательных мероприятий и целевые показатели их реализации. Такой программы ООО "Тепловик" в регулирующий орган не представило.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что периодом действия договоров на проведение экспертизы промышленной безопасности зданий котельных, на проведение энергетического обследования, на обследование технического состояния резервного топливного хозяйства является 2012 год.
Техническая ошибка, допущенная при установлении тарифа на 2012 год в части непринятия плановых расходов в размере 4328,25 тыс. руб. в расчете на 12 месяцев была исправлена и указанные расходы учетены в необходимой валовой выручке 2013 года в перерасчете на фактически отработанные по тарифу 2012 года дни.
ООО "Тепловик" не представлены расчеты по оспариваемым статьям затрат, не указан размер расходов, не учтенных при установлении тарифа на 2013 год.
Между тем в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию регулирующие органы обязаны принять меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Таким образом, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка всем доводам заявителя и оспариваемый им приказ от 20.12.2012 N 520/67 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" обоснованно признан соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.05.2013 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-2976/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При формировании тарифа на 2012 год полезный отпуск тепловой энергии РЭК Омской области принят в объеме 138 627,7 Гкал на основании представленного для установления тарифа на 2012 год договора теплоснабжения с ООО "Расчетный центр" от 01.10.2012 и в объеме технологических потерь при передаче тепловой энергии по сетям ООО "Расчетный центр", рассчитанных согласно Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной заместителем председателя Госстроя России 12.08.2003 и Инструкции по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325.
...
ООО "Тепловик" не представлены расчеты по оспариваемым статьям затрат, не указан размер расходов, не учтенных при установлении тарифа на 2013 год.
Между тем в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию регулирующие органы обязаны принять меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Таким образом, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка всем доводам заявителя и оспариваемый им приказ от 20.12.2012 N 520/67 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" обоснованно признан соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 сентября 2013 г. N Ф04-3737/13 по делу N А46-2976/2013