г. Тюмень |
|
13 сентября 2013 г. |
Дело N А27-171/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Тамашакина С.Н.
при ведении протокола помощником судьи Петренко О.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Коллегии Администрации Кемеровской области на решение от 06.06.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судьи Ходякова О.С., Аникина Н.А., Гуль Т.И.) по делу N А27-171/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Байдаевское" (656015, г. Барнаул, пр. Социалистический, 117 а, ОГРН 1084221001908, ИНН 4221025459) к Коллегии Администрации Кемеровской области (650000, г. Кемерово, пр. Советский, 62) о признании частично недействующим нормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: прокурор Кемеровской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Исаенко Е.В.) в заседании участвовали представители:
от Коллегии Администрации Кемеровской области - Рубан Ю.В. по доверенности от 17.05.2012, Жимайлова Т.Н. по доверенности от 11.03.2013;
от общества с ограниченной ответственностью "Байдаевское" - Юшков Р.С. по доверенности от 03.12.2012.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Байдаевское" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействующим подпункта 1.5 пункта 1 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области (далее - Коллегия) от 29.10.2010 N 468 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области".
Заявление мотивировано тем, что общество является арендатором земельного участка площадью 41 558 кв. м, расположенного по адресу:
г. Новокузнецк, ул. Разведчиков, 34-А. В связи с принятием оспариваемого положения, которым установлен коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка (Ку), в отношении земельных участков с разрешенным использованием "объект (объекты) автомобильного транспорта", значительно увеличился размер вносимой им арендной платы.
Решением от 06.06.2013 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены, признан недействующим подпункт 1.5 пункта 1 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.10.2010 N 468 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области", как не соответствующий постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". С Коллегии в пользу заявителя взыскано 2 000 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Коллегия обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению кассатора, обжалуемый пункт постановления Коллегии является правомерным и экономически обоснованным, соответствует принципу запрета необоснованных предпочтений и правовой позиции, изложенной Конституционным судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 N 209-О, в связи с чем права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор Кемеровской области указывает, что суд не проверил правильность расчета арендной платы заявителя, с учетом чего кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в соответствии со статьями 286-288 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области (далее - постановление N 47, Порядок).
Порядок устанавливает принцип определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области (за исключением города Кемерово), передаваемых в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (пункт 1.2 Порядка).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка размер арендной платы при использовании участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области в расчете на год определяется органами местного самоуправления одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); на основании рыночно обоснованного размера арендной платы, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 2.5 Порядка в отношении земельных участков, не указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, размер годовой арендной платы за земельный участок, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах), определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков по формуле: А = КС х Кв х Ку х Кк х Ки х Кп х Кпр, где: А - размер арендной платы; КС - кадастровая стоимость земельного участка; Кв - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка; Ку - коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка; Кк - коэффициент, учитывающий особые категории арендаторов; Ки - произведение коэффициентов, учитывающих уровень инфляции; Кп - коэффициент, применяемый для расчета арендной платы за земельные участки, используемые субъектами малого и среднего предпринимательства, Кп = 0,97; Кпр - коэффициент перехода, используемый в случаях, предусмотренных пунктом 2.9 Порядка.
Пунктом 2.6 Порядка предусмотрено, что коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка (Кв), коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка (Ку), коэффициент, учитывающий особые категории арендаторов (Кк), указаны в приложениях к настоящему Порядку, в том числе в отношении городского округа Новокузнецка в приложении N 10.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.10.2010 N 468 (далее - постановление N 468) внесены изменения в Порядок.
В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 постановления N 468 таблица "Коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка (Ку)" приложения N 10 к Порядку дополнена пунктом 18, согласно которому в отношении земельных участков с установленным разрешенным использованием "объект (объекты) автомобильного транспорта" установлен коэффициент Ку, равный 5.
Указанное постановление размещено на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" 02.11.2010.
Между Управлением по земельным ресурсам и землеустройству администрации города Новокузнецка (арендодателем) и обществом (арендатором) заключен договор аренды от 08.04.2009 N 05-2050 земельного участка с кадастровым номером 42:30:0505011:0009, площадью 41 558 кв. м под автобазу по ул. Разведчиков, 34-А в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка.
Из расчета (протокола определения) величины арендной платы за земельный участок следует, что арендная плата за 2010 год составила 1 196 855,85 руб. и рассчитана по формуле в соответствии с пунктом 2.5 Порядка.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 17.11.2012 его разрешенное использование: "под объекты транспорта автомобильного", кадастровая стоимость земельного участка 21 761 015, 54 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 523,63 руб.
Учитывая введение коэффициента Ку, равного 5, в отношении земельных участков с разрешенным использованием "объекты автомобильного транспорта", Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка направил обществу новые расчеты арендной платы на 2011 и 2012 годы, согласно которым размер арендной платы составил 6 373 257,43 руб. и 6 755 652,87 руб. соответственно.
Считая нормативный правовой акт не соответствующим действующему законодательству ввиду несоблюдения принципа экономической обоснованности, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности при осуществлении пользования (аренды) земельного участка на территории данного городского округа, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействующим в оспариваемой части.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый в части нормативный правовой акт, принятый без соответствующего экономического обоснования, нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы суда первой инстанции соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии со статьей 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является дифференцированный подход к установлению правового режима земель, учет природных, социальных, экономических и иных факторов.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из указанных норм следует, что размер арендной платы, порядок ее определения должны устанавливаться с учетом природных, социальных, экономических и иных факторов, касающихся конкретного земельного участка.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 N 209-О, в отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога, при отсутствии единых правил, дифференциацию базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Судебные органы должны выяснять, осуществлял ли орган местного самоуправления при принятии нормативного акта, в котором установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним, экономическое обоснование дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
На основании части 6 статьи 196 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Судом первой инстанции установлено, что по результатам государственном кадастровой оценки земель населенных пунктов постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам), в том числе и в отношении муниципального образования "Новокузнецкий городской округ".
Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков г. Новокузнецка по третьему виду разрешенного использования составляет 3 327,56 руб./кв. м, по пятому виду разрешенного использования - 4 241,86 руб./кв. м, по девятому виду разрешенного использования- 3 479,96 руб./кв. м, по тринадцатому виду разрешенного использования - 523,63 руб./ кв. м.
Исходя из средних значений удельных показателей кадастровой стоимости по тем видам разрешенного использования, где располагаются различные объекты автомобильного транспорта, среднее арифметическое значение удельного показателя составляет: (3327,56+4241,86+3479,96+523,63)/4=11573,01/4=2893,25 руб./кв. м.
Поскольку земельные участки с разрешенным использованием "объекты автомобильного транспорта" оценены по 13 виду разрешенного использования и имеют удельный показатель 523,63 руб./кв. м, то для приведения соответствующего размера арендной платы за земельные участки в соответствии с фактическим использованием земель необходимо введение дополнительного коэффициента (2893,25 руб./кв. м : 523,63 руб./кв. м = 5,52537), вследствие чего был установлен коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка (Ку), равный 5.
Ставки арендной платы могут быть дифференцированы по критериям, влияющим на доходность земельного участка. Согласно названному выше постановлению Правительства Российской Федерации такими критериями являются категория земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенное использование.
Суд обоснованно указал, что установление спорного коэффициента Ку не обосновано характеристиками земельного участка, отображаемыми в сведениях государственного кадастра недвижимости, а объясняется применением повышающего коэффициента к неправильно распределенным по группам видов разрешенного использования земельным участкам с разрешенным использованием "объекты автомобильного транспорта".
Арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что данный подход не согласуется с принципом экономической обоснованности определения арендной платы, приводит к искажению смысла дифференциации ставок арендной платы по определенным критериям.
Подобный расчет исключает учет доходности арендуемого земельного участка, поскольку неправильная группировка земельных участков с разрешенным использованием "объект автомобильного транспорта" по видам разрешенного использования не позволяет определить доходность этих участков.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду разрешенного использования и не противоречить сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости. Однако данная проблема должна решаться в установленном законом порядке за рамками правоотношений в сфере установления ставок арендной платы за земельные участки.
На основании вышеизложенного, суд, установив отсутствие экономической обоснованности установления указанного коэффициента, обоснованно удовлетворил заявленные требования и отклонил доводы, аналогичные приведенным в кассационной жалобе. Довод жалобы о необходимости проверки правильности расчета арендной платы также подлежит отклонению, поскольку находится за пределами предмета рассмотрения спора, а ссылка Коллегии на отсутствие ухудшения экономического положения арендатора материалами дела не подтверждается.
С учетом изложенного оснований для принятия доводов кассационной жалобы и отмены судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.06.2013 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-171/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Коллегии Администрации Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
...
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 N 209-О, в отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога, при отсутствии единых правил, дифференциацию базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Судебные органы должны выяснять, осуществлял ли орган местного самоуправления при принятии нормативного акта, в котором установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним, экономическое обоснование дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2013 г. N Ф04-3805/13 по делу N А27-171/2013