г. Тюмень |
|
18 сентября 2013 г. |
Дело N А03-20691/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Беловой Л.В.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Базовый комплекс" на решение от 26.02.2013 Арбитражного суда Алтайского края (судья Дружинина Н.М.) и постановление от 21.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А03-20691/2012 по иску закрытого акционерного общества "Базовый комплекс" (656000, Алтайский край, город Барнаул, Павловский тракт, 204, ИНН 2224087354, ОГРН 1042202170295) к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, Алтайский край, город Барнаул, проспект Красноармейский, 9, ИНН 2225026971, ОГРН 1022201761592) о признании незаконными действий.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Базовый комплекс" (далее - общество, ЗАО "Базовый комплекс") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконными действий Отделения по г. Камень-на-Оби Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - отделение казначейства) по возврату исполнительного листа АС серии N 005873970, выданного Арбитражным судом Алтайского края по делу N А03-14775/2011.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом произведена замена заинтересованного лица по делу - отделения казначейства на его правопреемника - Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - управление казначейства).
Решением от 26.02.2013 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 21.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ЗАО "Базовый комплекс" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению общества, судами неправильно истолкованы положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Вывод судов о наличии у органов казначейства правовых оснований для возврата обществу исполнительного листа АС серии N 005873970 спустя три месяца после его предъявления не соответствует пункту 3 статьи 242.1 БК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу управление казначейства просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением от 11.05.2012 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-14775/2011 в пользу общества с муниципального образования г. Камень-на-Оби в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации г. Камень-на-Оби, выступающего в качестве главного распорядителя денежных средств, в порядке субсидиарной ответственности взыскано 4 701 489 руб. 82 коп. и выдан исполнительный лист серии АС N 005873970.
Данный исполнительный лист направлен обществом 13.09.2012 в отделение казначейства.
Определением от 24.10.2012 Арбитражного суда Алтайского края разъяснено, что задолженность по решению от 05.11.2011 по делу N А03-14775/2011 подлежит взысканию за счет казны муниципального образования города Камень-на-Оби.
Уведомлением от 14.11.2012 N УВП-12-9647 отделение казначейства возвратило исполнительный лист взыскателю в связи с представлением документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению на основании пункта 3.1 статьи 242.1 БК РФ.
Письмом от 27.12.2012 N 17-67-10-85/2228 отделение казначейства сообщило взыскателю о том, что исполнительный лист серии АС N 005873970 должен быть направлен для исполнения в финансовый орган муниципального образования в соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 БК РФ, поскольку должник - муниципальное образование г. Камень-на-Оби в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации г. Камень-на-Оби не является бюджетным либо казенным учреждением и не имеет открытых счетов в органах Федерального казначейства; решение суда подлежит исполнению за счет казны муниципального образования.
Общество, полагая, что действия отделения казначейства по возврату исполнительного листа без исполнения нарушают его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий отделения казначейства по возврату исполнительного листа, поскольку названный исполнительный документ в соответствии со статьей 242.2 БК РФ должен направляться для исполнения за счет казны муниципального образования в Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации г. Камень-на-Оби (финансовый орган муниципального образования г. Камень-на-Оби).
Между тем судами не учтено следующее.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 БК РФ).
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 БК РФ, положения статей которой устанавливают различный порядок их исполнения.
Пунктом 4 статьи 242.2 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования производится финансовым органом муниципального образования.
При этом указанная норма права исключает исполнение судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета.
В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения (пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
В данном случае решением от 11.05.2012 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-14775/2011 удовлетворен иск общества к муниципальному образованию г. Камень-на-Оби о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования по обязательствам созданного им муниципального унитарного предприятия "Каменьтеплоэнерго" (далее - МУП "Каменьтеплоэнерго") в порядке пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Поскольку функции главного распорядителя средств муниципального бюджета муниципального образования г. Камень-на-Оби осуществляет Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации г. Камень-на-Оби, суд взыскал в пользу общества сумму задолженности предприятия в субсидиарном порядке с муниципального образования г. Камень-на-Оби в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации г. Камень-на-Оби за счет казны муниципального образования.
Таким образом, указанное решение является судебным актом о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета и при его исполнении применению подлежит пункт 9 статьи 242.5 БК РФ, предусматривающий направление исполнительного документа в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения.
В силу статьи 166.1 БК РФ органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей), является Федеральное казначейство. При этом статьей 168 БК РФ предусмотрено право высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций муниципальных образований осуществлять исполнение соответствующих бюджетов через органы Федерального казначейства на основании соглашений.
Обществом соблюдено правило направления исполнительного листа именно в орган казначейства.
Ссылка управления казначейства о невозможности исполнения судебного решения в связи с отсутствием у муниципального образования г. Камень-на-Оби лицевого счета противоречит статьям 124 и 125 ГК РФ, согласно которым муниципальные образования не являются юридическими лицами, а от их имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
От имени муниципального образования г. Камень-на-Оби в данном случае выступает Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации г. Камень-на-Оби, которому, как следует из имеющихся в деле материалов, открыт лицевой счет в управлении казначейства.
Указание в исполнительном листе АС серии N 005873970 о взыскании денежных средств за счет муниципальной казны также не является препятствием для его исполнения управлением казначейства в порядке статьи 242.5 БК РФ, поскольку средства местного бюджета являются частью казны муниципального образования исходя из положений пункта 3 статьи 215 ГК РФ.
То обстоятельство, что МУП "Каменьтеплоэнерго", по обязательствам которого в данном случае несет ответственность муниципальное образование г. Камень-на-Оби, не являлось казенным учреждением и получателем бюджетных средств не свидетельствует о невозможности применения положений пункта 9 статьи 242.4 БК РФ. Решение от 05.11.2011 Арбитражного суда Алтайского края является судебным актом о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета и на него не распространяются положения пункта 4 статьи 242.2 БК РФ. Иного порядка направления исполнительных листов по таким решениям, кроме как установленного пунктом 9 статьи 242.5 БК РФ, названный Кодекс не содержит.
С учетом изложенного возврат обществу исполнительного листа АС серии N 005873970 противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах решение от 26.02.2013 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 21.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене.
Поскольку обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций в полном объеме, но ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ выносит по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования о признании незаконными обжалуемых действий управления казначейства.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы общества по уплате государственной пошлины за подачу заявления, апелляционной и кассационной жалобы в размере 4 000 руб. подлежат возмещению за счет управления казначейства.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная обществом государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в размере 1 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Исполнительный лист в соответствии с частью 2 статьи 319 АПК РФ выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 26.02.2013 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 21.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-20691/2012 отменить.
Заявление закрытого акционерного общества "Базовый комплекс" удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю по возврату исполнительного листа серии АС N 005873970, выданного Арбитражным судом Алтайского края по делу N А03-14775/2011.
Обязать Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Базовый комплекс".
Взыскать с Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, Алтайский край, город Барнаул, проспект Красноармейский, 9, ИНН 2225026971, ОГРН 1022201761592) в пользу закрытого акционерного общества "Базовый комплекс" (656000, Алтайский край, город Барнаул, Павловский тракт, 204, ИНН 2224087354, ОГРН 1042202170295) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 (четыре тысячи) руб., в том числе 2 000 руб. за рассмотрение заявления, 1 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы, 1 000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Базовый комплекс" (656000, Алтайский край, город Барнаул, Павловский тракт, 204, ИНН 2224087354, ОГРН 1042202170295) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 (одна тысяча) руб. по квитанции Сбербанка России от 20.06.2013 N 4650892817.
Арбитражному суду Алтайского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указание в исполнительном листе АС серии N 005873970 о взыскании денежных средств за счет муниципальной казны также не является препятствием для его исполнения управлением казначейства в порядке статьи 242.5 БК РФ, поскольку средства местного бюджета являются частью казны муниципального образования исходя из положений пункта 3 статьи 215 ГК РФ.
То обстоятельство, что МУП "Каменьтеплоэнерго", по обязательствам которого в данном случае несет ответственность муниципальное образование г. Камень-на-Оби, не являлось казенным учреждением и получателем бюджетных средств не свидетельствует о невозможности применения положений пункта 9 статьи 242.4 БК РФ. Решение от 05.11.2011 Арбитражного суда Алтайского края является судебным актом о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета и на него не распространяются положения пункта 4 статьи 242.2 БК РФ. Иного порядка направления исполнительных листов по таким решениям, кроме как установленного пунктом 9 статьи 242.5 БК РФ, названный Кодекс не содержит."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 сентября 2013 г. N Ф04-3576/13 по делу N А03-20691/2012
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17384/13
18.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3576/13
21.05.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2988/13
26.02.2013 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-20691/12