г. Тюмень |
|
25 сентября 2013 г. |
Дело N А67-7737/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственный комплекс "Электро-тепловые технологии" на решение Арбитражного суда Томской области от 25.04.2013 (судья Гелбутовский В.И.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 (судьи Хайкина С.Н., Журавлева В.А., Усанина Н.А.) по делу N А67-7737/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-производственный комплекс "Электро-тепловые технологии" (634063, Томская обл., г. Томск, ул. Березовая, 2/5, ИНН 7018006870, ОГРН 1027000878035) к администрации города Томска (634050, Томская обл., г. Томск, пр-кт Ленина, 73, ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706) о признании незаконным решения администрации города Томска об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Научно-производственный комплекс "Электро-тепловые технологии" (далее - ООО "НПК "ЭТТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявление к администрации города Томска (далее - Администрация) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность ООО "НПК "ЭТТ" земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:279 общей площадью 8 487 кв. м, расположенного по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 4/13, оформленного письмом N 5357 от 15.08.2012.
Заявленное требование мотивировано со ссылкой на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда Томской области от 25.04.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "НПК "ЭТТ" обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные; рассмотреть в суде кассационной инстанции дело по существу и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По его мнению, выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель полагает, что в суде первой инстанции необоснованно отклонен его довод о том, что железнодорожный подъездной путь (тупик), принадлежащий ООО "НПК "ЭТТ" на праве собственности, не является железнодорожным путем необщего пользования, так как не имеет присоединенных путей других организаций, и Общество не оказывает никаких услуг сторонним организациям с использованием указанного тупика, что, по мнению ООО "НПК "ЭТТ", в ходе судебного разбирательства в суде как первой, так и апелляционной инстанций Администрацией не опровергнуто.
ООО "НПК "ЭТТ" считает, что из предоставленных заявителем суду доказательств об отнесении железнодорожного пути (тупика) к технологическому транспорту организации можно сделать вывод, что железнодорожный тупик не относится к железнодорожному транспорту необщего пользования, спорный земельный участок не находится в полосе отвода и не может быть отнесен к землям транспорта в соответствии со статьей 90 ЗК РФ, на основании чего земельный участок под подъездным технологическим железно-дорожным тупиком не может быть отнесен к земельному участку, ограниченному в обороте, и к нему не могут применяться публичные ограничения согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ.
Заявитель отмечает, что при рассмотрении апелляционным судом апелляционной жалобы допущены нарушения процессуального законодательства, поскольку отзыв Администрации на апелляционную жалобу заявителю не был направлен согласно статье 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), чем, по мнению Общества, нарушены его права.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ООО "НПК "ЭТТ" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - железнодорожный подъездной путь (тупик) общей протяженностью 948 п. м, расположенный по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 4/3 стр. 9 (свидетельство от 20.08.2010 N 70-АВ 032132).
Постановлением Мэра города Томска N 905-з от 06.06.2011 образован из земель населенного пункта г. Томска земельный участок по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 4/3 стр. 9, площадью 8 487 кв. м (учетный номер 70:21:021802:173) для эксплуатации и обслуживания железнодорожного пути, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Распоряжением Администрации N р967 от 12.09.2011 ранее присвоенный адрес земельного участка: г. Томск, Кузовлевский тракт, 4/3 стр. 9 (кадастровый номер: 70:21:0100001:279), изменен на адрес: Томская область, г. Томск, Кузовлевский тракт 4/13.
С момента образования спорного земельного участка и до настоящего времени Обществом договор аренды на него заключен не был, арендных либо иных платежей за фактическое использования земельного участка не уплачивалось.
ООО "НПК "ЭТТ", как собственник расположенного на земельном участке объекта недвижимости, обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 4/13, с кадастровым номером 70:21:0100001:279.
Решением администрации города Томска, оформленным письмом N 5357 от 15.08.2012, ООО "НПК "ЭТТ" отказано в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 4/13, с кадастровым номером 70:21:0100001:279 в связи с тем, что на нем расположено сооружение транспорта - железнодорожный путь, и указанный земельный участок, в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, является ограниченным в обороте и может быть предоставлен только в аренду.
Указывая, что решение администрации города Томска об отказе в предоставлении в собственность ООО "НПК "ЭТТ" земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:279, оформленное письмом N 5357 от 15.08.2012, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения, так как обжалуемый отказ соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляют в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Таким образом, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, и находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность только в том случае, если федеральным законом предусмотрена специальная норма, предусматривающая возможность предоставления таких земельных участков в частную собственность, что соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 366/09.
В соответствии с пунктом 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 90 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте в Российской Федерации) к землям железнодорожного транспорта относятся, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.
Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям; земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей; земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 366/09, независимо от категории земельного участка и места его нахождения, в случае использования его для деятельности, соответствующей критериям, содержащимся в статье 90 ЗК РФ, участок может быть отнесен к землям транспорта, к которым применимы публичные ограничения.
В соответствии со статьей 11 Закона о железнодорожном транспорте в Российской Федерации к организациям железнодорожного транспорта относятся владельцы транспортной инфраструктуры.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о железнодорожном транспорте в Российской Федерации под владельцем инфраструктуры понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.
Согласно пунктам 5, 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что в силу статьи 90 ЗК РФ испрашиваемый Обществом земельный участок относится к землям транспорта и находится в полосе отвода железных дорог, исходя из положений статьи 2 Закона о железнодорожном транспорте в Российской Федерации; является земельным участком, предоставленным для нужд организации железнодорожного транспорта, в связи с чем, ограничен в обороте, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "НПК "ЭТТ" в удовлетворении заявленных требований. Поскольку согласно статье 27 ЗК РФ испрашиваемый Обществом земельный участок не подлежит передаче в частную собственность, следовательно, оспариваемый отказ Администрации в предоставлении такого земельного участка в собственность является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции и апелляционным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Довод Общества о том, что при рассмотрении судом апелляционной жалобы были допущены нарушения процессуального законодательства, поскольку отзыв ответчика на апелляционную жалобу истцу не был направлен в соответствии со статьей 279 АПК РФ, судом кассационной инстанции отклоняется, как не подтвержденный материалами дела.
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 25.04.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу N А67-7737/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственный комплекс "Электро-тепловые технологии" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что в силу статьи 90 ЗК РФ испрашиваемый Обществом земельный участок относится к землям транспорта и находится в полосе отвода железных дорог, исходя из положений статьи 2 Закона о железнодорожном транспорте в Российской Федерации; является земельным участком, предоставленным для нужд организации железнодорожного транспорта, в связи с чем, ограничен в обороте, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "НПК "ЭТТ" в удовлетворении заявленных требований. Поскольку согласно статье 27 ЗК РФ испрашиваемый Обществом земельный участок не подлежит передаче в частную собственность, следовательно, оспариваемый отказ Администрации в предоставлении такого земельного участка в собственность является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2013 г. N Ф04-4533/13 по делу N А67-7737/2012