г. Тюмень |
|
3 октября 2013 г. |
Дело N А70-12555/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области на решение от 10.04.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 08.07.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-12555/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Тюменьэнергострой" (625013, г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 73, ИНН 7203003000, ОГРН 1027200787118) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Водопроводная, д. 38, ИНН 7202198042) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Тюменьэнергострой" Колчина М.А. по доверенности от 25.02.2013.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Тюменьэнергострой" (далее - ОАО "Тюменьэнергострой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - ТУ Росимущества в Тюменской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным выразившегося в письме от 20.09.2012 N 6019/03 отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432004:0106 площадью 21 834 кв. м по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 200, строения 46, 47, 48, 50 и 51; ул. Широтная, д. 200, сооружения 21, 22 и 23, и возложении на ТУ Росимущества в Тюменской области обязанности в течение месяца с момента принятия настоящего решения выполнить действия, предусмотренные пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) на основании заявления общества от 18.06.2012 (вх. N 6521/3 от 20.06.2012) о предоставлении в собственность за плату (2,5% кадастровой стоимости) земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432004:0106 площадью 21 834 кв. м по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 200, строения 46, 47, 48, 50 и 51; ул. Широтная, д. 200, сооружения 21, 22 и 23.
Определением суда от 22.01.2013 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением от 10.04.2013 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 08.07.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, признан незаконным выразившийся в письме от 20.09.2012 N 6019/03 отказ ТУ Росимущества в Тюменской области в предоставлении в собственность ОАО "Тюменьэнергострой" земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432004:0106 площадью 21 834 кв. м по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 200, строения 46, 47, 48, 50 и 51; ул. Широтная, д. 200, сооружения 21, 22 и 23, и на ТУ Росимущества по Тюменской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу выполнить действия, предусмотренные пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ на основании заявления ОАО "Тюменьэнергострой" от 18.06.2012 (вх. N 6521/3 от 20.06.2012 ) о предоставлении в собственность за плату (2,5 % кадастровой стоимости) земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432004:0106 площадью 21 834 кв. м по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 200, строения 46, 47, 48, 50 и 51; ул. Широтная, д. 200, сооружения 21, 22 и 23.
ТУ Росимущества в Тюменской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, площадь испрашиваемого обществом земельного участка значительно превышает площадь объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности, при этом заявителем не представлено доказательств, подтверждающих необходимость использования всей площади земельного участка для эксплуатации принадлежащих ОАО "Тюменьэнергострой" объектов недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу, доводы которого поддержаны представителем в судебном заседании, общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, проверив в порядке статей 284, 286-288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу на основании плана приватизации треста "Тюменьэнергострой", утвержденного приказом председателя Комитета по управлению государственным имуществом администрации Тюменской области от 29.03.1993, на праве собственности принадлежат следующие нежилые строения:
- нежилое строение, литер П20, П21, П22, расположенное по адресу:
г. Тюмень, ул. Широтная, 200, сооружение 23;
- нежилое строение, литер А75, площадью 447,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, 200, сооружение 23;
- нежилое строение литер А76, площадью 993,00 кв. м, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, 200, строение 47;
- нежилое строение литер А77 площадью 223,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, 200, строение 48;
- нежилое строение литер А79, площадью 202,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, 200, строение 50;
- нежилое строение литер А80, площадью 51,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, 200, строение 51;
- сооружение (бетонный завод), включающее: нежилое строение общей площадью 338,6 кв. м (литера А82, А83), бункеры (литера Р20, Р21, Р22, Р23, Р24, Р25, Р26, Р27, Р28, Р29, Р30, Р31), расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, 200, сооружение 21;
- нежилое сооружение литер Р16, Р17, Р18, Р19, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, 200, сооружение 22.
В целях оформления прав на земельный участок под указанными нежилыми строениями распоряжением администрации города Тюмени от 12.01.2004 N 133 обществу утвержден проект границ земельного участка под нежилые строения и сооружения (бетонный завод) с прилегающей территорией по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 200, строения 46, 47, 48, 50, 51, ул. Широтная, д. 200, сооружения 21, 22, 23, находящиеся в границах сложившейся застройки.
Земельный участок, на котором расположены указанные нежилые строения, 18.06.2004 был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 72:23:0432004:0106 площадью 21 834 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения и сооружения (бетонный завод) и предоставлен обществу на праве аренды.
Согласно свидетельству о регистрации права 72НЛ N 471643 с 10.08.2008 право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
ОАО "Тюменьэнергострой" обратилось в ТУ Росимущества в Тюменской области с заявлением от 18.06.2012 (вх. N 6521/3 от 20.06.2012) о приобретении за плату в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432004:0106 площадью 21 834 кв. м по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 200, строения 46, 47, 48, 50 и 51; ул. Широтная, д. 200, сооружения 21, 22 и 23.
ТУ Росимущества в Тюменской области письмом от 20.09.2012 N 6019/03 возвратило обществу пакет документов без рассмотрения со ссылкой на пункт 3 статьи 33 ЗК РФ, указав, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Полагая, что отказ, выразившийся в письме ТУ Росимущества в Тюменской области от 20.09.2012 N 6019/03, является необоснованным, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ОАО "Тюменьэнергострой", последнее обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из того, что основания оспариваемого отказа не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются ЗК РФ.
На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В пункте 2 статьи 35 ЗК РФ предусмотрено, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; границы устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что земельный участок был сформирован именно для обслуживания объектов недвижимости общества в установленном законом порядке и в испрашиваемом размере, арбитражный суд верно констатировал, что отказ, изложенный в письме от 20.09.2012 N 6019/03, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и, руководствуясь указанными нормами, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
При рассмотрении спора заинтересованное лицо не указало, какие конкретно нормы отвода земель, правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации не были соблюдены при формировании спорного земельного участка; ТУ Росимущества в Тюменской области, на которое в соответствии со статьей 65 АПК РФ возложена обязанность по доказыванию законности обжалуемых действий, не представило доказательств относительно той площади земельного участка, на которую вправе претендовать общество как собственник объектов недвижимости.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства. Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 10.04.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 08.07.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-12555/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
...
В пункте 2 статьи 35 ЗК РФ предусмотрено, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; границы устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 октября 2013 г. N Ф04-5418/13 по делу N А70-12555/2012
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5418/13
08.07.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4654/13
24.05.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4654/13
10.04.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-12555/12