г. Тюмень |
|
18 октября 2013 г. |
Дело N А46-33108/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 18 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Есикова А.Н.
судей Кадниковой О.В.
Туленковой Л.В.
при ведении протокола помощником судьи Ташкиновой О.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение от 22.03.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Голобородько Н.А.) и постановление от 11.07.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А46-33108/2012 по заявлению федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Омской области" (644009, город Омск, улица 10 лет Октября, 176, ИНН 5504045948, ОГРН1025500983672) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 56, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) о признании недействительным отказа в государственной регистрации права.
Другие лица, участвующие в деле: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области, федеральное казённое учреждение "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказания по Омской области".
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Воронов Т.А.) в заседании участвовали представители: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Кузнецова Т.А. по доверенности от 25.12.2012 N 123, от федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Омской области" - Иванилова О.А. по доверенности от 10.10.2013.
Суд установил:
федеральное казённое учреждение "Исправительная колония N 6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН) обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление, регистрирующий орган, заявитель) в государственной регистрации прекращения права оперативного управления ФКУ ИК-6 УФСИН и регистрации права оперативного управления федерального казённого учреждения "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказания по Омской области" (далее - ФКУ УИИ УФСИН) на объект недвижимого имущества - нежилое помещение N 1П общей площадью 344,3 кв. м, номера на поэтажном плане: 1-22, этаж 1, Литера А, расположенное по адресу: город Омск, улица Перелета, дом 8, корпус 1, и обязании регистрирующего органа зарегистрировать прекращение права оперативного управления ФКУ ИК-6 УФСИН и право оперативного управления ФКУ УИИ УФСИН на указанное нежилое помещение.
Решением суда от 22.03.2013, оставленным без изменения постановлением от 11.07.2013 апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить названные решение и постановление и отказать в удовлетворении заявления. По его мнению, судебными инстанциями не учтено, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правами на упомянутый выше объект недвижимого имущества.
ФКУ ИК-6 УФСИН в отзыве на кассационную жалобу считает содержащиеся в ней доводы несостоятельными, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты как законные.
В судебном заседании явившиеся представители поддержали каждый свои доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на неё.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по нему судебных актов в соответствии с положениями статей 286, 288 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФКУ ИК-6 УФСИН на праве оперативного управления принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение N 1П общей площадью 344,3 кв. м, номера на поэтажном плане: 1-22, этаж 1, Литера А, расположенное по адресу: город Омск, улица Перелета, дом 8, корпус 1 (далее - объект).
Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации письмом 12.03.2012 N 41-4220-04 уведомило Управление федеральной службы исполнения наказаний по Омской области о согласовании передачи указанного объекта недвижимости с баланса ФКУ ИК-6 УФСИН на баланс ФКУ УИИ УФСИН.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ ФАУГИ) 18.06.2012 издано распоряжение N 234-р, согласно которому объект подлежит изъятию из оперативного управления ФКУ ИК-6 УФСИН и закреплению за ФКУ УИИ УФСИН на праве оперативного управления.
Действуя в соответствии с данным распоряжением, ФКУ ИК-6 УФСИН по акту приёма-передачи государственного имущества с баланса на баланс от 18.07.2012 передало ФКУ УИИ УФСИН, а последнее приняло нежилое помещение N 1П (кафе) общей площадью 344,3 кв. м, расположенное по вышеуказанному адресу.
ФКУ ИК-6 УФСИН 24.08.2012 обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации прекращения права оперативного управления ФКУ ИК-6 УФСИН и регистрации права оперативного управления ФКУ УИИ УФСИН на объект недвижимого имущества.
Управлением в адрес ФКУ ИК-6 УФСИН было направлено сообщение от 26.11.2012 N 01/216/2012-935 об отказе в регистрации прекращения права оперативного управления ФКУ ИК-6 УФСИН и регистрации права оперативного управления ФКУ УИИ УФСИН по следующим основаниям:
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными.
Считая решение об отказе в регистрации незаконным и нарушающим права ФКУ ИК-6 УФСИН, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции счёл отказ в регистрации прекращения права оперативного управления незаконным, поскольку на регистрацию представлены все необходимые документы, в том числе документы, подтверждающие изъятие имущества из оперативного управления ФКУ ИК-6 УФСИН и закрепление его на праве оперативного управления за ФКУ УИИ УФСИН, изданные уполномоченным органом.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, исходя из того, что статьёй 17 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество к числу которых отнесены: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.07.2012 N 55-АА 604339, выданному регистрирующим органом, право оперативного управления на объект недвижимости зарегистрировано за ФБУ ИК-6 УФСИН.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что в качестве правоустанавливающего документа возникновения права оперативного управления заявителем в Управление представлено распоряжение ТУ ФАУГИ от 18.06.2012 N 234-р "Об изъятии из оперативного управления федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Омской области" имущества, относящегося к государственной собственности Российской Федерации и закреплении указанного имущества на праве оперативного управления за федеральным казённым учреждением "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказания по Омской области".
Государственная регистрация 28.09.2012 была приостановлена на основании пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации.
В порядке устранения причин, послуживших основанием для приостановления процедуры регистрации, ФКУ ИК-6 УФСИН было представлено письмо ТУ ФАУГИ от 29.10.2012 N 14-03/11751 о законности передачи права оперативного управления, однако, в связи с тем, что, по мнению государственного регистратора, причины, препятствующие проведению государственной регистрации прекращения права оперативного управления, не были устранены, Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям и учреждениям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно приказу ФСИН России от 28.02.2005 N 28 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" у последнего отсутствуют полномочия по закреплению имущества на праве оперативного управления.
Согласно подпункту "к" пункта 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казённого учреждения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в установленном порядке согласовывает распоряжение недвижимым имуществом федеральных казённых учреждений. При этом согласно разъяснениям, указанным в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 21.06.2011 N 120702-АЛ/Д08 "О распространении норм постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 на органы государственной власти", полномочие по распоряжению имуществом не включает в себя полномочие по закреплению недвижимого имущества федеральными органами исполнительной власти за подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Росимущество является уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с Положением о ТУ ФАУГИ, утверждённым приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, функции по управлению федеральным имуществом осуществляет территориальное управление.
Пунктом 4.11 Положения о ТУ ФАУГИ предусмотрено, что территориальное управление закрепляет в установленном порядке находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, производит в установленном порядке изъятие лишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закреплённого на праве оперативного управления за указанными учреждениями.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что для регистрации прекращения права оперативного управления ФКУ ИК-6 УФСИН и регистрации права оперативного управления ФКУ УИИ УФСИН на объект недвижимого имущества были представлены все необходимые документы, и в этой связи посчитали заявление обоснованным.
С учётом изложенного нельзя признать состоятельными доводы заявителя, так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оценённых судами первой и апелляционной инстанций, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.03.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 11.07.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-33108/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Есиков |
Судьи |
О.В. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ ФАУГИ) 18.06.2012 издано распоряжение N 234-р, согласно которому объект подлежит изъятию из оперативного управления ФКУ ИК-6 УФСИН и закреплению за ФКУ УИИ УФСИН на праве оперативного управления.
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
...
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям и учреждениям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
...
Согласно подпункту "к" пункта 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казённого учреждения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в установленном порядке согласовывает распоряжение недвижимым имуществом федеральных казённых учреждений. При этом согласно разъяснениям, указанным в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 21.06.2011 N 120702-АЛ/Д08 "О распространении норм постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 на органы государственной власти", полномочие по распоряжению имуществом не включает в себя полномочие по закреплению недвижимого имущества федеральными органами исполнительной власти за подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Росимущество является уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 октября 2013 г. N Ф04-5246/13 по делу N А46-33108/2012