г. Тюмень |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А27-20393/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Промсвязьбанк" на решение от 21.02.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 28.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Жданова Л.И., Скачкова О.А.) по делу N А27-20393/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Промсвязьбанк" (109052, город Москва, улица Смирновская, 10, 22, ОГРН 1027739019142, ИНН 7744000912) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (650000, город Кемерово, проспект Кузнецкий, 25, ОГРН 1054205004600, ИНН 4205078005) о признании недействительным предписания.
В судебном заседании приняли участие представители: от открытого акционерного общества "Промсвязьбанк" - Алимушкин Д.Н. по доверенности от 15.01.2013 N 44, Юдина Т.А. по доверенности от 10.01.2013 N 02; от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области - Алимов В.И. по доверенности от 17.06.2013.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Промсвязьбанк" (далее - Банк, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (далее - Кемеровостат) о признании недействительным предписания от 10.09.2012 N 11-197.
Решением от 21.02.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 28.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Банк, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального права, просит принятые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу Кемеровостат просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлен перерыв с 10.10.2013 до 17.10.2013 до 15 час. 00 мин.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в 2005 году в связи с началом финансово-хозяйственной деятельности на территории Кемеровской области Банк известил Кемеровостат об открытии Кемеровского филиала, расположенного по адресу: город Кемерово, улица Красная, дом 18.
02.02.2012 Банком в адрес Кемеровостата направлены документы о ликвидации Кемеровского филиала Банка и открытии по данному адресу операционного офиса "Кемеровский" Сибирского филиала Банка.
10.09.2012 Кемеровостат вынес предписание N 11-197, которым Банку предписано в срок до 25.09.2012 представить в Кемеровостат статистическую отчетность по форме N П-4 (НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников" за август 2012 года от операционного офиса "Кемеровский" Сибирского филиала Банка.
Не согласившись с указанным предписанием, Банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к выводу о вынесении предписания Кемеростатом в рамках предоставленных полномочий, о соответствии предписания действующему законодательству, а также об отсутствии нарушения оспариваемым предписанием прав и законных интересов Банка в сфере осуществления им предпринимательской и экономической деятельности.
Суды исходили из того, что в данном случае действующее законодательство предусматривает представление соответствующих статистических отчетных лицами, имеющими обособленные подразделения, по месту нахождения таких подразделений.
Указанный вывод судов соответствует пункту 6 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ), согласно которому юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.
При этом Закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ, закрепляя обязанность представлять статистическую отчетность по обособленным подразделениям, не содержит понятия обособленного подразделения.
Суд кассационной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о необходимости разрешения в рамках настоящего спора вопроса относительно того, является ли обособленным подразделением Банка операционный офис "Кемеровский", по месту нахождения которого оспариваемым предписанием Кемеровостата возложена обязанность по представлению отчетности.
Вместе с тем, при принятии обжалуемых судебных актов не учтено следующее.
Определяя статус операционного офиса "Кемеровский" Сибирского филиала Банка как обособленного подразделения, суд первой инстанции по аналогии закона на основании части 6 статьи 13 АПК РФ применил статью 11 "Институты, понятия и термины, используемые в настоящем кодексе" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которая устанавливает, что обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В ходе судебного разбирательства судами установлено, что внутреннее структурное подразделение филиала Банка - операционный офис "Кемеровский" Сибирского филиала ОАО "Промсвязьбанк" имеет рабочие места, созданные на срок более месяца и является территориально обособленным как от города Москвы, где находится ОАО "Промсвязьбанк", так и от города Новосибирска, где находится Сибирский филиал ОАО "Промсвязьбанк".
На основании указанных критериев суды пришли к выводу, что данное внутреннее структурное подразделение соответствует понятию обособленного подразделения, содержащемуся в статье 11 НК РФ, что влечет обязанность представления статистической отчетности по форме N П-4 (НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников" в территориальный орган статистики по месту нахождения операционного офиса "Кемеровский" (город Кемерово).
Выводы арбитражных судом основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно части 2 статьи 1 НК РФ данный кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, ведению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налогового органа, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, с учетом указанных норм права к спорным правоотношениям законодательство о налогах и сборах не применяется.
Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 22 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности) обособленными подразделениями являются филиалы и представительства.
В соответствии со статьей 22 Закона о банках и банковской деятельности, который регулирует деятельность заявителя, внутренним структурным подразделением кредитной организации (ее филиала) является ее (его) подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации (ее филиала) и осуществляющее от ее имени банковские операции, перечень которых установлен нормативными актами Банка России, в рамках лицензии Банка России, выданной кредитной организации (положения о филиале кредитной организации).
Согласно пункту 9.1 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 02.04.2010 N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" кредитная организация может открывать свои обособленные подразделения - представительства и филиалы, сведения об открытых представительствах и филиалах вносятся в устав кредитной организации в порядке, установленном главой 16 Инструкции.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что операционный офис "Кемеровский" Сибирского филиала ОАО "Промсвязьбанк" не является ни филиалом, ни представительством Банка.
В силу изложенного, внутреннее структурное подразделение филиала Банка - операционный офис "Кемеровский", не являясь представительством или филиалом Банка, не относится к обособленным подразделениям Банка, следовательно, предписание Кемеровостата, обязывающее Банк представить по операционному офису "Кемеровский" отчетность по форме N П-4 (НЗ), не основано на нормах действующего законодательства, а именно пункта 6 статьи 8 Закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ.
Вывод судов о необходимости группировки информации по субъектам Российской Федерации, со ссылкой на Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р, не свидетельствует о законности оспариваемого предписания, поскольку соответствующие положения о представлении статистической отчетности по субъектам Российской Федерации не содержатся в Законе от 29.11.2007 N 282-ФЗ.
При этом в субъектный состав организаций, представляющих отчетность, включены юридические лица, имеющие обособленные подразделения, а не иные подразделения. В указанном Законе также не содержится положений об особенностях представления статистической отчетности кредитными организациями, которые могут в силу статьи 22 Закона о банках и банковской деятельности открывать вне мест их нахождения как обособленные подразделения, так и внутренние структурные подразделения.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя и отсутствии правовых последствий в случае неисполнения оспариваемого предписания необоснованы. Кроме того, заявитель ссылается на факт привлечения к административной ответственности по статье 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем и содержится предупреждение в оспариваемом предписании.
Поскольку суды полно и всесторонне установили обстоятельства дела, но неправильно применили нормы материального права, решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене с принятием нового судебного акта о признании недействительным предписания от 10.09.2012 N 11-197.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.02.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-20393/2012 отменить.
Принять новое решение.
Признать недействительным предписание от 10.09.2012 N 11-197 Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 22 Закона о банках и банковской деятельности, который регулирует деятельность заявителя, внутренним структурным подразделением кредитной организации (ее филиала) является ее (его) подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации (ее филиала) и осуществляющее от ее имени банковские операции, перечень которых установлен нормативными актами Банка России, в рамках лицензии Банка России, выданной кредитной организации (положения о филиале кредитной организации).
Согласно пункту 9.1 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 02.04.2010 N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" кредитная организация может открывать свои обособленные подразделения - представительства и филиалы, сведения об открытых представительствах и филиалах вносятся в устав кредитной организации в порядке, установленном главой 16 Инструкции.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что операционный офис "Кемеровский" Сибирского филиала ОАО "Промсвязьбанк" не является ни филиалом, ни представительством Банка.
В силу изложенного, внутреннее структурное подразделение филиала Банка - операционный офис "Кемеровский", не являясь представительством или филиалом Банка, не относится к обособленным подразделениям Банка, следовательно, предписание Кемеровостата, обязывающее Банк представить по операционному офису "Кемеровский" отчетность по форме N П-4 (НЗ), не основано на нормах действующего законодательства, а именно пункта 6 статьи 8 Закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ.
Вывод судов о необходимости группировки информации по субъектам Российской Федерации, со ссылкой на Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р, не свидетельствует о законности оспариваемого предписания, поскольку соответствующие положения о представлении статистической отчетности по субъектам Российской Федерации не содержатся в Законе от 29.11.2007 N 282-ФЗ.
При этом в субъектный состав организаций, представляющих отчетность, включены юридические лица, имеющие обособленные подразделения, а не иные подразделения. В указанном Законе также не содержится положений об особенностях представления статистической отчетности кредитными организациями, которые могут в силу статьи 22 Закона о банках и банковской деятельности открывать вне мест их нахождения как обособленные подразделения, так и внутренние структурные подразделения.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя и отсутствии правовых последствий в случае неисполнения оспариваемого предписания необоснованы. Кроме того, заявитель ссылается на факт привлечения к административной ответственности по статье 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем и содержится предупреждение в оспариваемом предписании."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 октября 2013 г. N Ф04-5260/13 по делу N А27-20393/2012