г. Тюмень |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А45-2859/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рябининой Т.А.,
судей Сидоровой А.В.,
Фроловой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога на решение от 24.04.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рыбина Н.А.) и постановление от 25.07.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лобанова Л.Е., Терёхина И.И., Нагишева О.Б.) по делу N А45-2859/2013 по иску открытого акционерного общества "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" (654000, Кемеровская область, г. Новокузнецк, Космическое шоссе, 16, ИНН 4218000951, ОГРН 1024201670020) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога (107044, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) о взыскании 1 637 086 руб. 06 коп. пени за просрочку доставки грузов.
Суд установил:
открытое акционерное общество "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирской железной дороги (далее - железная дорога, ответчик) о взыскании 1 637 086 руб. 06 коп. пени за просрочку доставки грузов.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявил отказ от иска в части требования о взыскании 81 069 руб. 66 коп.
Решением от 24.04.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 25.07.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, производство по делу в части требования о взыскании 81069 руб. 66 коп. прекращено, исковые требования в сумме 1 556 016 руб. 40 коп. удовлетворены.
Железная дорога обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы ответчик указывает на то, что судами неправомерно не применен пункт 5.11 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27); в транспортных железнодорожных накладных NN ЭИ179569, ЭИ179259, представленных истцом в разделе "Оформление приема груза к перевозке" указана дата 23.03.2013, между тем, согласно отметок перевозчика в квитанции о приемке груза, вагон был принят к перевозке 29.03.2012, что подтверждается уведомлением N 413, памяткой приемосдатчика 1202 на уборку вагонов, ведомостью подачи и уборки вагонов N 000171; по транспортным накладным NN ЭИ19148, ЭИ317966, ЭИ317244, ЭИ349320, ЭИ306569, ЭИ 256615, ЭИ253763, ЭИ229871, ЭИ282140, ЭИ503071, ЭИ288615 масса груза определялась на весах перевозчика, соответственно, в силу пункта 5.11 Правил N 27 срок доставки увеличивается на одни сутки.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в марте, апреле и мае 2012 года железная дорога, как перевозчик, осуществляла доставку грузов железнодорожным транспортом в адрес общества.
Железной дорогой были нарушены сроки доставки грузов, поэтому общество направило в его адрес претензию с требованием об уплате штрафных санкций.
Неоплата железной дорогой суммы неустойки явилась основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установил факт нарушения ответчиком сроков доставки грузов и недоказанность последним наличия обстоятельств, освобождающих его от ответственности перед грузополучателем, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для взыскания пеней. При этом не нашел оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) определено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждены в Правилах N 27.
В пункте 2 Правил N 27 установлено, что исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата исчисления срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в оригиналах транспортных железнодорожных накладных N N ЭИ179259, 179569 указана дата принятия груза 23.03.2012, дата истечения срока доставки рассчитана перевозчиком, исходя из указанной даты.
Поскольку груз по данным накладным прибыл по истечении срока доставки, указанного в накладной, суды сделали правильный вывод о наличии оснований для начисления пени в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ.
Довод заявителя относительно того, что фактически груз был отправлен не 23 марта, а 29 марта со ссылкой на уведомление, памятку приемосдатчика на уборку вагонов, ведомость подачи и уборки вагонов, суд кассационной инстанции считает несостоятельными в силу статьи 68 АПК РФ, поскольку в спорных правоотношениях не являются допустимыми доказательствами.
Довод ответчика о нарушении судами пункта 5.11 Правил N 27 отклоняется судом кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 3.4 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 (далее - Правила N 39) при определении массы груза перевозчиком в графе "масса груза в кг., определенная" зачеркиваются слова "Грузоотправителем", а также заполняются графы "Итого масса нетто", "Тара вагона" и "Масса брутто" в порядке, аналогичном указанному в пункте 2.18 настоящих Правил.
В пункте 2.18 Правил N 39 указано, что при определении массы груза грузоотправителем или грузоотправителем совместно с перевозчиком на бланках накладной в графе "Масса груза в кг, определенная", соответственно, зачеркиваются слова "Перевозчиком" и "Совместно" или слова "Перевозчиком" и "Грузоотправителем".
На основании пункта 3.8 Правил N 39 в графе "Масса груза определена с участием перевозчика в тех случаях, когда масса груза определялась с участием перевозчика" разборчиво расписывается представитель перевозчика на станции отправления. При заполнении электронной накладной в нее вносятся данные о фамилии и инициалах представителя перевозчика.
В соответствии с пунктом 5.11 Правил N 27 сроки доставки грузов увеличиваются на 1 сутки в случае определения массы груза на вагонных весах перевозчика при отсутствии их у грузополучателя. В этом случае при приемке груза в графе оригинала накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: "Определение массы груза на вагонных весах перевозчика".
Суды, установив, что в накладных N N ЭИ19148, ЭИ317966, ЭИ317244, ЭИ349320, ЭИ306569, ЭИ256615, ЭИ253763, ЭИ229871, ЭИ282140, ЭИ503071, ЭИ288615 соответствующая отметка отсутствует, сделали правильный вывод о том, что масса груза определялась не перевозчиком, а грузоотправителем, следовательно, отсутствуют основания для увеличения срока доставки груза в соответствии со статьей 5.11 Правил N 27, в связи с этим взыскали пени за просрочку доставки груза.
Довод заявителя о взвешивании вагонов с грузом перевозчиком, следовавших по накладным N N И317966, ЭИ317244, ЭИ306568, ЭИ253763, ЭИ256615, со ссылкой на акты общей формы N N 3/965, 3/964, 1/553, 1/554, суд кассационной инстанции считает ошибочным, поскольку в указанных накладных в графе "отметки перевозчика" отсутствуют отметки с указанием номера и даты составления акта общей формы, заверенные подписью представителя перевозчика. Кроме того, акты общей формы NN 1/553, 1/554 не подписаны ни одним из указанных в них лиц.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
Исходя из того, что при подаче кассационной жалобы заявитель не оплатил государственную пошлину, с железной дороги подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб. (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.04.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 25.07.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2859/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Рябинина |
Судьи |
А.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обоснование кассационной жалобы ответчик указывает на то, что судами неправомерно не применен пункт 5.11 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27); в транспортных железнодорожных накладных NN ЭИ179569, ЭИ179259, представленных истцом в разделе "Оформление приема груза к перевозке" указана дата 23.03.2013, между тем, согласно отметок перевозчика в квитанции о приемке груза, вагон был принят к перевозке 29.03.2012, что подтверждается уведомлением N 413, памяткой приемосдатчика 1202 на уборку вагонов, ведомостью подачи и уборки вагонов N 000171; по транспортным накладным NN ЭИ19148, ЭИ317966, ЭИ317244, ЭИ349320, ЭИ306569, ЭИ 256615, ЭИ253763, ЭИ229871, ЭИ282140, ЭИ503071, ЭИ288615 масса груза определялась на весах перевозчика, соответственно, в силу пункта 5.11 Правил N 27 срок доставки увеличивается на одни сутки.
...
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установил факт нарушения ответчиком сроков доставки грузов и недоказанность последним наличия обстоятельств, освобождающих его от ответственности перед грузополучателем, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для взыскания пеней. При этом не нашел оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
...
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) определено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
...
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств.
...
Поскольку груз по данным накладным прибыл по истечении срока доставки, указанного в накладной, суды сделали правильный вывод о наличии оснований для начисления пени в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ.
...
В соответствии с пунктом 3.4 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 (далее - Правила N 39) при определении массы груза перевозчиком в графе "масса груза в кг., определенная" зачеркиваются слова "Грузоотправителем", а также заполняются графы "Итого масса нетто", "Тара вагона" и "Масса брутто" в порядке, аналогичном указанному в пункте 2.18 настоящих Правил."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 октября 2013 г. N Ф04-6137/13 по делу N А45-2859/2013