г. Тюмень |
|
25 октября 2013 г. |
Дело N А27-6434/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тихомирова В.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Совета народных депутатов Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.08.2013 (судьи Петракова С.Е., Аникина Н.А., Фуртуна Н.К.) по делу N А27-6434/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Барматина Евгения Владимировича (ОГРНИП 304420531400180)
к Совету народных депутатов Кемеровской области (650000, г. Кемерово, пр. Советский, 58)
о признании недействующим нормативного акта в части.
Другие лица, участвующие в деле:
прокуратура Кемеровской области,
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области.
В заседании приняли участие представители:
от индивидуального предпринимателя Барматина Евгения Владимировича - Звеков А.В. по доверенности от 15.05.2013;
от прокуратуры Кемеровской области - Кабанова А.А. по служебному удостоверению.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Барматин Евгений Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействующим пункта 2 статьи 1 Закона Кемеровской области от 07.02.2013 N 10-ОЗ "О порядке определения цены и оплаты земельных участков", как противоречащим части 1 статьи 1, части 2 статьи 6, части 1 статьи 8, части 3 статьи 17, статьи 19 Конституции РФ, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявленные требования мотивированы нарушением прав и законных интересов предпринимателя как землепользователя, желающего приватизировать земельный участок, ставя его в неравное положение с другими аналогичными субъектами, на чьих земельных участках расположены принадлежащие на праве собственности объекты недвижимого имущества, то есть создает дискриминационные условия для выкупа земельного участка.
Спор рассмотрен с участием прокуратуры Кемеровской области и Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области.
Решением арбитражного суда от 23.08.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействующим пункт 2 статьи 1 Закона Кемеровской области от 07.02.2013 N 10-ОЗ "О порядке определения цены и оплаты земельных участков", как противоречащим части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В кассационной жалобе Совет народных депутатов по Кемеровской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверное толкование норм закона, просит решение отменить и прекратить производство по делу.
Податель жалобы указывает на рассмотрение спора без привлечения к участию в деле губернатора Кемеровской области (его представителя), который непосредственно участвует в законодательном процессе и отсутствие его представителя при разрешении судом вопроса о правах и обязанностях данного лица является нарушением норм процессуального права и основанием для отмены судебного акта согласно пункту 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению подателя жалобы, предпринимателем не соблюден порядок, установленный статьей 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, из заявления не следует, какие именно права и законные интересы нарушены оспариваемым положением Закона области; судом неправильно определена сфера действия оспариваемого Закона области и сделаны необоснованные выводы о применении антимонопольного законодательства к земельным правоотношениям, о создании оспариваемой нормой закона дискриминационных условий, о дифференциации цены выкупа в зависимости только от способа определения размера кадастровой стоимости.
Податель жалобы, ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 734-О-О, считает, что оспариваемая норма закона не противоречит статье 15 Закона о защите конкуренции, поскольку не лишает хозяйствующих субъектов равных условий доступа на товарный рынок, при предоставлении земельных участков все хозяйствующие субъекты находятся в равных условиях.
Предприниматель и прокуратура Кемеровской области представили свои возражения, отклонив доводы кассационной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители предпринимателя и прокуратуры высказались против удовлетворения кассационной жалобы, указав на отсутствие оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без участия представителей Совета народных депутатов Кемеровской области и Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, извещенных надлежащим образом о судебном заседании, в том числе и публично путем размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм действующего законодательства, соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 07.02.2013 Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон Кемеровской области N 10-ОЗ "О порядке определения цены и оплаты земельных участков".
Указанный Закон опубликован в официальных источниках издания: газете "Кузбасс" N 26, 13.02.2013 (Приложение "Официально"), "Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области", N 129, 14.02.2013.
Пунктом 2 статьи 1 Закона N 10-ОЗ "О порядке определения цены и оплаты земельных участков" установлено, что цена земельных участков, находящихся в собственности Кемеровской области или государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, определяется как выраженная в рублях процентная доля от кадастровой стоимости земельных участков в следующем порядке:
-для граждан, являющихся собственниками индивидуальных жилых домов, дачных и садовых домов, гаражей, расположенных на приобретаемых земельных участках, - в размере 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка;
-для иных собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на приобретаемых земельных участках, - в размере 25 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
В случае установления кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке цена земельного участка устанавливается в размере стоимости, определенной судом.
Предприниматель, являясь собственником объекта недвижимости, расположенном на земельном участке, собственность на который не разграничена, реализовал право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В государственный кадастровый учет внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка, используемого предпринимателем для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости.
В силу требований действующего земельного законодательства предприниматель обязан оформить соответствующее право владения земельным участком (собственность или аренда).
Полагая, что пункт 2 статьи 1 Закона Кемеровской области от 07.02.2013 N 10-ОЗ "О порядке определения цены и оплаты земельных участков" в части установления цены земельного участка в размере кадастровой стоимости, определенной судом, не соответствует Конституции Российской Федерации, Закону о защите конкуренции, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату обращения предпринимателя в арбитражный суд) дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности рассматриваются арбитражным судом.
Статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания в арбитражном суде актов, принятых органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным (недействующим) являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Оценив представленные в материалы дела документы, проанализировав действующее законодательство, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемый пункт 2 статьи 1 Закона Кемеровской области от 07.02.2013 N 10-ОЗ "О порядке определения цены и оплаты земельных участков" создает дискриминационные условия для выкупа земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения, принадлежащие на праве собственности, в том числе субъектам предпринимательской деятельности, не соответствует положению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, нарушает права и законные интересы предпринимателя и иных хозяйствующих субъектов.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований для иной оценки выводов суда.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается принятие актов, которые приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет дискриминационные условия как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Из приведенных норм права следует, что оспариваемое положение статьи 1 Закона Кемеровской области от 07.02.2013 N 10-ОЗ "О порядке определения цены и оплаты земельных участков", предусматривающее различные методики определения размера цены за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, свидетельствует о создании дискриминационных условий и нарушает принцип необоснованных предпочтений, что свидетельствует о несоответствии пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Оспариваемым положением статьи 1 Закона Кемеровской области от 07.02.2013 N 10-ОЗ "О порядке определения цены и оплаты земельных участков" нарушаются законные интересы предпринимателя, а также иных хозяйствующих субъектов, реализующих свое право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка и выразивших желание приобрести в собственность земельные участки, ставя их в неравное положение с теми землепользователями на рынке земельных участков, которые не обращались в суд для определения кадастровой стоимости земельного участка.
Орган местного самоуправления, устанавливая порядок определения цены при продаже земельных участков, регулирует условия доступа на товарный рынок землепользователей.
В данном случае, оспариваемые положения Закона Кемеровской области от 07.02.2013 N 10-ОЗ "О порядке определения цены и оплаты земельных участков" лишают собственников объектов недвижимости условий равного доступа на товарный рынок, предоставляя отдельным его участникам приобретение в собственность земельных участков на более выгодных условиях (более выгодной цене).
Совет народных депутатов Кемеровской области вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтвердил соответствие оспариваемого положения закона действующему законодательству.
Арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленное требование предпринимателя.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании положений законодательства, не опровергают правильность выводов суда, не свидетельствуют о неправильном применении либо нарушении норм права.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.08.2013 по делу N А27-6434/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Совета народных депутатов Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается принятие актов, которые приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет дискриминационные условия как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Из приведенных норм права следует, что оспариваемое положение статьи 1 Закона Кемеровской области от 07.02.2013 N 10-ОЗ "О порядке определения цены и оплаты земельных участков", предусматривающее различные методики определения размера цены за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, свидетельствует о создании дискриминационных условий и нарушает принцип необоснованных предпочтений, что свидетельствует о несоответствии пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2013 г. N Ф04-6447/13 по делу N А27-6434/2013