г. Тюмень |
|
31 октября 2013 г. |
Дело N А27-1075/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области на решение от 13.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 08.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (Журавлева В.А., Колупаева Л.А., Хайкина С.Н.) по делу N А27-1075/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Метро Кэш энд Керри" (ОГРН 1027700272148) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области (ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250) о признании незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Метро Кеш энд Кэрри" (далее - заявитель, ООО "Метро Кеш энд Кэрри", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее - Управление Росприроднадзора по Кемеровской области) о признании незаконными действий по отказу в выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и обязании Управления Росприроднадзора по Кемеровской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Метро Кеш энд Кэрри" путем выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от опасного производственного объекта - сети газопотребления, внесенного в государственный реестр опасных производственных объектов 16.03.20122 за N А01-08226, на срок действия нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области.
Решением от 13.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 08.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление Росприроднадзора по Кемеровской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, указывая на то, что сеть газопотребления не является источником негативного воздействия на окружающую среду.
Управление Росприроднадзора по Кемеровской области считает, что обратившееся предприятие не подлежит федеральному государственному контролю, и следовательно не имеет полномочия на выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ от стационарных объектов в атмостферный воздух.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Метро Кеш энд Кэрри", считая законными принятые по делу судебные акты, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на данную жалобу, законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Судами установлено и из материалов дела следует, что ООО "Метро Кэш энд Кэрри", являясь предприятием, эксплуатирующим опасный (взрывопожарноопасный) производственный объект - сеть газопотребления, внесенный в государственный реестр опасных производственных объектов 16.03.20122 за N А01-08226 и расположенный по адресу: г. Кемерово, ул. Волгоградская, 58, и оказывающий негативное воздействие на окружающую среду в связи с выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух и имеющим утвержденные приказом Управления Росприроднадзора по Кемеровской области 27.08.2012 нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период с 27.08.2012 по 26.08.2014, обратилось в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее - Департамент) с заявлением выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ от стационарных объектов в атмосферный воздух.
Письмом от 16.10.2012 N 4292-ос Департамент отказал заявителю в выдаче разрешения в связи с тем, что Общество, как объект хозяйственной деятельности, эксплуатирующий опасный производственный объект, относится к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, и указал на необходимость для получения данного разрешения обратиться в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области.
ООО "Метро Кэш энд Кэрри" 29.10.2012 обратилось в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области с заявлением о выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ от стационарного объекта (сеть газопотребления) в окружающий атмосферный воздух.
Письмом от 31.10.2012 N 14-5/6600 Управление Росприроднадзора по Кемеровской области сообщило Обществу, что в соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.05.2012 N05-12-44/7291 ООО "Метро Кэш энд Кэрри" отсутствует в списке конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности на территории Кемеровской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих государственному экологическому контролю, поэтому для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух Обществу необходимо направить соответствующее заявление в Департамент природных ресурсов Кемеровской области.
Полагая, что отказ Управления Росприроднадзора по Кемеровской области не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Общества обратилось с настоящим заявление в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции, учитывая положения статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю", пришли к выводу о том, что Управление Росприроднадзора по Кемеровской области является уполномоченным лицом на выдачу разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников - сети газопотребления предприятия, признав действия данного уполномоченного федерального органа исполнительной власти государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха незаконными. Обязал Управление Росприроднадзора по Кемеровской области устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Волгоградская, 58 в срок, не превышающий 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Выводы суда первой инстанции были поддержаны судом апелляционной инстанции, который постановлением от 08.08.2013 оставил решение без изменения.
Суд кассационной инстанции, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из обстоятельств дела и действующего законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 15.01.2001 N 31, утверждено Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, действующим на момент разрешения данного спора, которое устанавливало порядок организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха:
- Федеральный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами - на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
- органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, - на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, согласно Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285.
В силу пункта 7 Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, к таким объектам относятся объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не указанные в пунктах 1 и 2 настоящего Перечня, отнесенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов.
В материалы дела имеется свидетельство о регистрации опасных производственных объектов, эксплуатируемых Обществом и расположенных по адресу: г. Кемерово, ул. Волгоградская, 58, внесенных в государственный реестр опасных производственных объектов 16.03.20122 за N А01-08226: сеть газопотребления данного Общества.
При таких обстоятельствах арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о признании действий Управления Росприроднадзора по Кемеровской области об отказе Обществу в выдаче разрешения на выброс загрязняющих веществ от стационарного объекта в атмосферный воздух незаконными, и обоснованно обязали данный федеральный орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем выдачи разрешения на выброс от стационарного объекта вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в установленный срок.
Доводы Управления Росприроднадзора по Кемеровской области, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, правовая оценка им дана.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения судами норм материального и процессуального права.
Оснований для их отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 08.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-1075/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства РФ от 15.01.2001 N 31, утверждено Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, действующим на момент разрешения данного спора, которое устанавливало порядок организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха:
...
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, согласно Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285.
В силу пункта 7 Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, к таким объектам относятся объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не указанные в пунктах 1 и 2 настоящего Перечня, отнесенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 октября 2013 г. N Ф04-4783/13 по делу N А27-1075/2013