г. Тюмень |
|
6 ноября 2013 г. |
Дело N А67-8028/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Володиной Ю.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение от 27.03.2013 Арбитражного суда Томской области (судья Сулимская Ю.М.) и постановление от 13.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А67-8028/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОГРН 1055406226237, ИНН 5406323202) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (ОГРН 1027000886384, ИНН 7019027633) о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Другие лица, участвующие в деле: Томское городское унитарное муниципальное предприятие "Трамвайно-троллейбусное управление".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Фертиков М.А.) в заседании участвовали представители сторон:
от Томского городского унитарного муниципального предприятия "Трамвайно-троллейбусное управление - Шибанов В.В. по доверенности от 20.12.2012.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК-11", Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - УФАС по Томской области, антимонопольный орган) от 06.11.2012 по делу N 02-10/37-12 и предписания от 06.11.2012.
Определением от 06.12.2012 Арбитражного суда Томской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Томское городское унитарное муниципальное предприятие "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - ТГУ МП "ТТУ").
Решением от 27.03.2013 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 13.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных ОАО "ТГК-11" требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "ТГК-11" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт, поскольку судами допущены нарушения норм материального права (пункты 7.1, 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя), указывая, что заявка на готовность узла учета Абонента в энергоснабжающую организацию поступила только 15.11.2011 и до проверки данной готовности узла учета тепловой энергии (до 01.11.2011) расчет производится согласно пункту 9.9 Правил (на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре), отрицая вместе с тем передачу показаний потребления тепловой энергии ТГУ МП "ТТУ" в октябре 2011 года.
Заявитель жалобы считает, что узел учета тепловой энергии у ТГУ МП "ТТУ" не является принятым в эксплуатацию, не отрицая вместе с тем факт включения отопления на объекте данного Абонента, расположенном по адресу: пр. Мира, 52 с 19.10.2011 согласно акту включения, составленному инженером Тепловой инспекции Томского филиала ОАО "ТГК-11" Митрофановым Н.А. и главным инженером ГГУ МП "ТТУ".
В отзыве на кассационную жалобу ТГУ МП "ТТУ" указывает, что узел учета тепла, расположенный по адресу: г. Томск, пр. Мира, 52, был повторно допущен к эксплуатации е лицо Абонента - ООО "Технотерм" сняло показания приборов учета тепла в период с 19.10.2011 по 31.10.2011 и передало в ОАО "ТГК-11", которое приняло показания с приборов учета тепла узла, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по Томской области указывается на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на данную жалобу, заслушав выступление представителя третьего лица, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в антимонопольный орган поступило заявление ТГУ МП "ТТУ" на неправомерные действия ОАО "ТГК-11", выразившиеся в невыдаче акта повторного допуска узла учета тепловой энергии на объекте перед отопительным сезоном, при наличии заявок на принятие узла учета тепла, расположенном по адресу: г. Томск, пр. Мира, 52 и необоснованном расчете в период с 19.10.2011 по 31.10.2011 за потребленную тепловую энергию без учета показаний приборов учета, исходя из расчетных тепловых нагрузок.
Рассмотрев указанное заявление, УФАС по Томской области принято решение от 06.11.2012, в соответствие с которым ОАО "ТГК-11", занимающее доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии, признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в ущемлении интересов ТГУ МП "ТТУ", имеющего узел учета тепловой энергии, путем необоснованного взимания с него платы за тепло за период с 19.10.2011 по 31.10.2011 расчетным путем, при наличии показаний приборов учета тепла за октябрь 2011 и наличии пломб на данных приборах узла учета (не менялись с 2010 года). Антимонопольным органом выдано Обществу предписание от 25.10.2012 о прекращении нарушений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, предписано в срок до 01.12.2012 произвести расчет оплаты потребления ТГУ МП "ТТУ" за период с 19.10.2011 по 31.10.2011 по показаниям прибора учета тепла, допущенного к эксплуатации и имеющего пломбы энергоснабжающей организации, установленного по адресу: г. Томск, пр. Мира, 52, стр. 1.
Считая указанные решение и предписание Управления незаконными и нарушающими его права и законные интересы, ОАО "ТГК-11" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности антимонопольным органом нарушений ОАО "ТГК-11" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и нарушении прав и интересов ТГУ МП "ТТУ".
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правомерными и соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом Управления от 20.08.2009 N 168 ОАО "ТГК-11" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов с долей более 50 процентов на товарном рынке, "Снабжение тепловой энергией в горячей воде" в рамках географических границ муниципального образования "Город Томск".
Приказом Федеральной службы по тарифам от 04.05.2010 N 152-э ОАО "ТГК-11" в сфере услуг по передаче тепловой энергии включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным N 54.1.40.
Из материалов дела следует, что между ОАО "ТГК-11" (Энергоснабжающая организация) и ТГУ МП "ТТУ" (Абонент) заключен договор от 01.06.2010 N 1001112 на пользование тепловой энергией в горячей воде, согласно пункту 4.1 которого расчет количества принятой абонентом тепловой энергии и сетевой воды производится по фактическим показаниям приборов учета, установленных Абонентом в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, допущенных к работе в установленном порядке и находящихся на балансе Абонента. Перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.
В соответствии с пунктом 3.1.9 договора основанием для включения системы в начале отопительного сезона является оформленный акт готовности, подписанный сторонами, утвержденный ЭСО и разрешение на включение (телефонограмма, уведомление, и т.д.) выдаваемые ЭСО. В акте готовности должно быть отражено: техническая готовность (контрольные вырезки трубопровода, ревизия арматуры теплового узла, системы отопления, промывка внутренних систем), выполнение предписаний ЭСО (установка и опломбирование ограничительных устройств, опрессовка узлов управления, водоподогревателей, наличие приборов учета тепловой энергии).
В соответствии с пунктами 7.1 - 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила), допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт составляется в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации (пункт 7.1 Правил).
Перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт согласно Приложения N 5 (пункт 7.7 Правил).
Из приведенных норм права следует, что оказать услугу по проверке готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации обязана энергоснабжающая организация, которая оказывает потребителю услуги по передаче тепловой энергии; проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации является составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче тепловой энергии, охватывается единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче тепловой энергии.
Судами установлено, что основанием для определения энергоснабжающей организацией количества тепловой энергии за период с 19.10.2011 по 31.10.2011 по максимальным договорным тепловым нагрузкам, а не по приборам учета, послужило, по мнению заявителя, то, что узел учета тепла не был надлежащим образом принят в эксплуатацию.
Обязанность доказывания законности оспариваемых ненормативных правовых актов и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган, принявший акты (часть 5 статьи 200 АПК РФ); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми актами законных прав лежит на лице, оспаривающем эти акты (статья 65 АПК РФ).
Судами установлено и из материалов дела следует, что на основании заявлений третьего лица от 13.10.2011, от 18.10.2011 произведено включение 19.10.2011 (в присутствии представителя тепловой инспекции Томского филиала ОАО "ТГК-11" Митрофанова Н.А.) системы отопления зданий автопарка ТГУМП "ТТУ", расположенных по адресу: г. Томск, пр. Мира, 52.
Замечаний, претензий к ТГУ МП "ТТУ" применительно к исправности приборов учета не возникало на момент проверки (14.10.2011) работником Тепловой инспекции Томского филиала ОАО "ТГК-11", пломбы на всех приборах узла учета тепловой энергии имелись в наличии и сохранности, приборы имели действующую государственную поверку, выдан акт гидравлических испытаний от 14.10.2011.
При этом пломбы в спорный период (с 19.10.2011 по 31.10.2011) с узла учета тепловой энергии (далее - УУТЭ) не снимались, никаких работ по подготовке приборов узла учета по окончании отопительного сезона (с 18.04.2011 до 19.10.2011) не требовалось и не проводилось.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что с 19.10.2011 (со дня включения системы отопления на спорном объекте) по 31.10.2011 ОАО "ТГК-11" принимало показания приборов учета тепла спорного теплового узла, которые были переданы уполномоченным лицом по договору на сервисное обслуживание узла коммерческого учета тепловой энергии (пункт 2.2.5 договора от 18.12.2009, л.д. 70-71, том 2)).
При этом доказательств того, что заявитель жалобы направлял предусмотренное пунктом 9.6 Правил уведомление ТГУ МП "ТТУ" об отказе в приеме показаний приборов учета, которые используются для расчета за полученные тепловую энергию и теплоноситель, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно признали доказанным факт нарушения Обществом части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, что привело к ущемлению прав и законных интересов ТГУ МП "ТТУ".
В связи с чем, антимонопольным органом правомерно указано Обществу в оспариваемом предписании на прекращение злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче тепловой энергии и совершение действий, направленных на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.03.2013 Арбитражного суда Томской области и постановление от 13.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-8028/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Замечаний, претензий к ТГУ МП "ТТУ" применительно к исправности приборов учета не возникало на момент проверки (14.10.2011) работником Тепловой инспекции Томского филиала ОАО "ТГК-11", пломбы на всех приборах узла учета тепловой энергии имелись в наличии и сохранности, приборы имели действующую государственную поверку, выдан акт гидравлических испытаний от 14.10.2011.
При этом пломбы в спорный период (с 19.10.2011 по 31.10.2011) с узла учета тепловой энергии (далее - УУТЭ) не снимались, никаких работ по подготовке приборов узла учета по окончании отопительного сезона (с 18.04.2011 до 19.10.2011) не требовалось и не проводилось.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что с 19.10.2011 (со дня включения системы отопления на спорном объекте) по 31.10.2011 ОАО "ТГК-11" принимало показания приборов учета тепла спорного теплового узла, которые были переданы уполномоченным лицом по договору на сервисное обслуживание узла коммерческого учета тепловой энергии (пункт 2.2.5 договора от 18.12.2009, л.д. 70-71, том 2)).
При этом доказательств того, что заявитель жалобы направлял предусмотренное пунктом 9.6 Правил уведомление ТГУ МП "ТТУ" об отказе в приеме показаний приборов учета, которые используются для расчета за полученные тепловую энергию и теплоноситель, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно признали доказанным факт нарушения Обществом части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, что привело к ущемлению прав и законных интересов ТГУ МП "ТТУ"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 ноября 2013 г. N Ф04-5103/13 по делу N А67-8028/2012