г. Тюмень |
|
19 ноября 2013 г. |
Дело N А27-19691/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области на решение от 14.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Семенычева Е.И.) и постановление от 30.07.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Усанина Н.А., Ходырева Л.Е.) по делу N А27-19691/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь" (654006, Кемеровская область, г.Новокузнецк, проспект Курако, 33, ОГРН 1024201758030, ИНН 4216008176) в лице филиала "Шахта "Алардинская" к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области (652740, Кемеровская область, г.Калтан, пр-кт Мира, 39, ОГРН 1024201859626, ИНН 4222007903) о признании недействительным решения в части.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 03.09.2012 N 5 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 3 323,32 рублей, соответствующих сумм пени и привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 664,66 рублей, а также к ответственности в виде штрафа в размере 38 630,47 рублей.
Решением от 14.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 30.07.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает доводы Управления несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Пенсионным фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинского страхования в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов, достоверности индивидуальных сведений о начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и стаже застрахованных лиц плательщиком страховых взносов шахты Алардинская - филиала ОАО "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь", о чем составлен акт от 31.07.2012 N 5.
По результатам проверки Управлением принято решение от 03.09.2012 N 5 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение законодательства Российской Федерации о страховых взносах", которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 2 116,84 рублей, а также к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 38 630,47 рублей; Обществу предложено уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхований в сумме 10 584,25 рублей и 1 245,23 рублей пени.
Частично не согласившись с указанным решением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Основанием доначисления страховых взносов послужили выводы Управления о неправомерном неначислении страхователем страховых взносов на суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами; на суммы не принятых к зачету Фондом социального страхования расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, произведенных страхователем (филиалом N 15) - плательщиком страховых взносов с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному страхованию либо не подтвержденных документально.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 5, 7, 8, 9 Закона N 212-ФЗ, статьями 129, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводам о том, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не подлежит обложению страховыми взносами;
что доначисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по эпизоду, связанному с непринятием к зачету Фондом социального страхования расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, неправомерно в связи с установлением судом необоснованности непринятия к зачету Фондом социального страхования указанных расходов.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Оценив назначение выплат на оплату работнику дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, суды пришли к правильному выводу о том, что данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10.
На основании изложенного обоснованным является вывод судов о том, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Доводы Пенсионного фонда со ссылкой на статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснения Минздравсоцразвития и Фонда социального страхования Российской Федерации, изложенные в письмах от 15.03.2011 N 784-19, от 11.01.2013 N 15-03-18/12-169, были предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, который обоснованно их отклонил, указав, что разъяснения Минздравсоцразвития и Фонда социального страхования Российской Федерации не изменяют характера данных выплат, так как они имеют характер государственной поддержки и, как указано выше, не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде; арбитражные суды, рассматривающие споры соответствующей категории, не связаны положениями такого письма, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.
Оснований для отмены судебных актов по данному эпизоду не имеется.
По эпизоду начисления страховых взносов на суммы не принятых к зачету Фондом социального страхования расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию суды правомерно удовлетворили требования заявителя исходя из следующего.
Судами установлено, что решения Фонда социального страхования о непринятии к зачету расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию оспорены Обществом в судебном порядке (дела N А27-19694/2012, N А27-19609/2012).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.02.2013 по делу N А27-19694/2012, вступившим в законную силу, требования Общества удовлетворены; решение Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.08.2012 N 28н/с признано недействительным.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.02.2013 по делу N А27-19609/2012, вступившим в законную силу, также удовлетворены требования Общества; признано незаконным решение государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.08.2012 N 10Д.
Принимая во внимание, что выводы Управления о доначислении страховых взносов основаны на невключении Обществом в базу для начисления страховых взносов не принятых к зачету Фондом социального страхования расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, незаконность непринятия которых установлена вступившими в законную силу судебными актами, суды сделали обоснованный вывод о неправомерном доначислении Обществу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по эпизоду, связанному с непринятием к зачету Фондом социального страхования расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию.
С учетом вышеизложенного доводы жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела по обжалуемым Пенсионным фондом эпизодам, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку.
Нарушений судами норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При подаче кассационной жалобы Пенсионный фонд уплатил государственную пошлину в размере 2 000 рублей по платежному поручению от 09.09.2013 N 6386, которая в соответствии со статьями 333.35, 333.37, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату Пенсионному фонду.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 14.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 30.07.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-19691/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 09.09.2013 N 6386. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
Е.В. Поликарпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив назначение выплат на оплату работнику дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, суды пришли к правильному выводу о том, что данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10.
На основании изложенного обоснованным является вывод судов о том, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. N Ф04-6546/13 по делу N А27-19691/2012