г. Тюмень |
|
19 ноября 2013 г. |
Дело N А27-3128/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Новокузнецкое грузовое автотранспортное предприятие" на решение от 24.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Обухова Г.П.) и постановление от 02.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Журавлева В.А., Хайкина С.Н.) по делу N А27-3128/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Новокузнецкое грузовое автотранспортное предприятие" (649002, г. Горно-Алтайск, ул. Промышленная, д.5, корп. 1, офис 7, ИНН 4220002794, ОГРН 1024201755610) к Отделу надзорной деятельности города Новокузнецка Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области о признании незаконным предписания от 13.02.2013 N 2/42-4.
Другие лица, участвующие в деле: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области (650056, г. Кемерово, ул. Красная, 11, ИНН 4205104640, ОГРН 1064205093633).
Суд установил:
открытое акционерное общество "Новокузнецкое грузовое автотранспортное предприятие" (далее - ОАО "Новокузнецкое ГАТП", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным предписания отдела надзорной деятельности города Новокузнецка Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) по Кемеровской области (далее - ОНД г. Новокузнецка, уполномоченный орган) от 13.02.2013 N 2/4/2-4.
Определением от 22.03.2013 Арбитражного суда Кемеровской области в качестве соответчика привлечено Главное управление МЧС России по Кемеровской области.
Решением от 24.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 02.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные предприятием требования удовлетворены частично. Оспариваемое предписание признано недействительным в части пунктов 1, 2, устанавливающих обязанность ОАО "Новокузнецкое ГАТП" по разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, плана основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на текущий год. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты в части признания пункта 4 оспариваемого предписания не соответствующего действующему законодательству и нарушающим права заявителя и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, возложенная пунктом 4 предписания обязанность установлена только в отношении тех организаций, которые в соответствии с Планом основных мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на год, разработанным соответствующим муниципальным образованием, привлекаются к выполнению заданий в данной области. Административным органом не представлены доказательства того, что предприятие является субъектом, в полномочия которого входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, предприятие считает, что у него отсутствует возможность создания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, поскольку оно является малым предприятием с численностью работников менее 50 человек.
Отзыв на кассационную жалобу ОНД г. Новокузнецка, в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
В отзыве на кассационную жалобу Главного управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области, представленном в порядке статьи 279 АПК РФ, указывается на законность принятых судебных актов.
По мнению данного юридического лица, план основных мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, разработанный муниципальным образованием не согласуется с обязанностью предприятия создавать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на данную жалобу, законность и обоснованность оспариваемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты в оспариваемой части подлежат оставлению без изменения.
На основании распоряжения от 18.12.2012 N 2, изданного руководителем ОНД г. Новокузнецка о проведении плановой выездной проверки по оценке соответствия территорий, зданий и помещений обязательным требованиям по защите населения и территории в чрезвычайных ситуациях и техногенного характера, должностным лицом административного органа в период с 17.01.2013 по 13.02.2013 проведена проверка в отношении ОАО "Новокузнецкое ГАТП", результаты которой оформлены в акте от 13.02.2013 N 2.
В ходе данной плановой проверкой ОАО "Новокузнецкое ГПАТП" уполномоченным органом выявлены нарушения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, изложенные в 4 пунктах предписания:
1.- не разработан план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2. -не разработан план основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на текущий год;
3.- не организовано обучение работников и руководителей организации способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
4.- не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании выявленных нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ОНД г. Новокузнецка 13.02.2013 было выдано предписание N 2/4/2-4 об устранении перечисленных выше нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, со сроком исполнения до 31.08.2013.
Не согласившись с указанным предписанием, предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявленные предприятием требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из незаконности пунктов 1, 2 оспариваемого предписания, возлагающие на предприятие обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, признав при этом пункты 3, 4 оспариваемого предписания уполномоченного органа соответствующими законодательству и не нарушающими права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной деятельности.
При этом суды обеих инстанции пришли к выводу о законности пункта 4 предписания, указывая на то, что при численности на предприятии 50 человек работающих, не исключается обязанность данного предприятия соблюдение требований о создании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части пункта 4 предписания, предприятие обратилось с кассационной жалобой об отмене судебных актов в части признания пункта 4 предписания не основано на законе и нарушающими права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов в оспариваемой части соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ арбитражный суд признает ненормативный правовой акт государственного органа недействительным при наличии в совокупности двух условий: несоответствие закону и нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской (экономической) деятельности.
Отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ).
Согласно преамбуле действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 1 Закона N 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно статье 27 Закона N 68-ФЗ государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712 (далее - Положение N 712).
Пунктом 4 Положения N 712 предусмотрено, что органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти.
В силу пункта 6 Положения N 712 должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции вправе выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В статье 14 Закона N 68-ФЗ установлена обязанность организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, обязанность планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (пункт "а" статьи 14 Закона N 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом "ж" статьи 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Как следует из материалов дела, пунктом 4 предписания от 13.02.2013 N 2/4/2-4 на предприятие возложена обязанность: создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Законом N 68-ФЗ Правительством Российской Федерации 10.11.1996 N 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок N 1340).
Пунктом 2 Порядка N 1340 установлено, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Согласно пункту 3 Порядка N 1340 для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются: федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти; резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления; объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.
Из пункта 7 Порядка N 1340 следует, что финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе осуществляется за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций (объектовые резервы материальных ресурсов).
С учетом указанных норм права, суды обосновано пришли к выводу о том, что Законом N 68-ФЗ не предусмотрено исключений либо особенностей в обязанности создания резерва материальных ресурсов грузовыми автотранспортными предприятиями, к каким относиться ОАО "Новокузнецкое ГАТП".
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды пришли к выводу о том, что материальные резервы на случай чрезвычайной ситуации на предприятии не созданы.
При таких обстоятельствах суды правильно признали оспариваемый пункт 4 предписание уполномоченного органа от 13.02.2013 N 2/4/2-4 не противоречащим законодательству и не нарушающим права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку сводятся к переоценке установленных по делу судами первой и апелляционной инстанций в оспариваемой части обстоятельств и имеющихся доказательств.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, представленные сторонами доказательства полно и всесторонне исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся, согласно статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 02.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-3128/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 Порядка N 1340 для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются: федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти; резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления; объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.
Из пункта 7 Порядка N 1340 следует, что финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе осуществляется за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций (объектовые резервы материальных ресурсов).
С учетом указанных норм права, суды обосновано пришли к выводу о том, что Законом N 68-ФЗ не предусмотрено исключений либо особенностей в обязанности создания резерва материальных ресурсов грузовыми автотранспортными предприятиями, к каким относиться ОАО "Новокузнецкое ГАТП"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. N Ф04-5468/13 по делу N А27-3128/2013