г. Тюмень |
|
2 декабря 2013 г. |
Дело N А70-3063/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 02 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Есикова А.Н.
судей Каранкевича Е.А.
Лошкомоевой В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сибнефтепровод" на решение от 30.04.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Щанкина А.В.) и постановление от 16.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодкевич Ю.М., Кудрина Е.Н., Рожков Д.Г.) по делу N А70-3063/2013 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Водопроводная, 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574) к открытому акционерному обществу "Сибнефтепровод" (625048, город Тюмень, улица Республики, 139, ИНН 7201000726, ОГРН 1027200789220) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на нежилое строение.
Другое лицо, участвующее в деле: ГУ МЧС России по Тюменской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
ОАО "Сибнефтепровод" Сухорученко А.В. по доверенности от 17.12.2012, ТУ Росимущества в Тюменской области Шевалева Н.С. по доверенности от 17.06.2013 и Садаева М.С. по доверенности от 22.11.2013.
Суд установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - истец, Росимущество) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с иском к открытому акционерному обществу "Сибнефтепровод" (далее - ответчик, ОАО "Сибнефтепровод", заявитель) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ответчика на нежилое строение (укрытие ГО), назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 129 кв. м, инв. N нет, Лит. С, адрес объекта: Тюменская область, Тобольский район, деревня Подрезова, ЛПДС "Сетово", 18, строение 8.
Решением суда от 30.04.2013, оставленным без изменения постановлением от 16.08.2013 апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ОАО "Сибнефтепровод" просит отменить названные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Считает, что право собственности на спорный объект возникло при создании акционерного общества открытого типа "Сибнефтепровод" (далее - АООТ "Сибнефтепровод") в процессе приватизации Производственного объединения магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири. Заявитель осуществлял действия, достаточные для государственной регистрации права собственности на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Росимущество в отзыве на кассационную жалобу считает несостоятельными содержащиеся в ней доводы, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты как законные.
В судебном заседании явившиеся представители поддержали каждый свои доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на неё.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по нему судебных актов в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АООТ "Сибнефтепровод" (в настоящее время - ОАО "Сибнефтепровод") создано в процессе приватизации государственного предприятия - Производственного объединения магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.10.2011 72 НМ 117730 на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 13.12.2001 N 3552-р, плана приватизации государственного предприятия - Производственного объединения магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири, утверждённого распоряжением Госкомимущества России от 05.05.1994 N 975-р, зарегистрировано право собственности ОАО "Сибнефтепровод" на укрытие ГО, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 129 кв. м, Лит. С, адрес объекта: Тюменская область, Тобольский район, деревня Подрезова, ЛПДС "Сетово", 18, строение 8.
План приватизации государственного предприятия распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 13.12.2001 N 3552-р был дополнен актом оценки зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992.
В данном акте под номером 3336 (инв. N С 1015) указано Укрытие ГО -Тюменская область, Тобольский район, п. Сетово, ЛПДС "Сетово".
В паспорте убежища N 278 зафиксировано, что объект гражданской обороны (противорадиационное укрытие) N 1-1-144/1 расположен по адресу: Тобольский район, Ермаковский с/с, деревня Подрезова, ЛПДС "Армизонское", вместимость - 200 чел., класс (группы укрытия) - П-IIа, расположение убежища: отдельно стоящее, одноэтажное.
В последующем приказом от 28.05.2007 N 143 ФГУП "Ростехинвентаризация" нежилому объекту - Укрытие ГО (ОАО "Тобольское управление магистральных нефтепроводов"), расположенному по адресу: Тюменская область, Тобольский район, п. Сетово, ЛПДС "Сетово", присвоен адрес: Тюменская область, Тобольский район, деревня Подрезова, ЛПДС "Сетово", 18, стр. 8.
На основании технического паспорта данный объект недвижимости поставлен на инвентаризационный учёт, объект - бомбоубежище, площадь объекта - 129 кв. м.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что на момент начала приватизации действовала "Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год", утверждённая постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1, согласно которой объекты гражданской обороны могли быть приватизированы только по решению Правительства Российской Федерации в силу пункта 2.2.2 указанной программы.
Однако решение Правительства Российской Федерации относительно объекта гражданской обороны (укрытие ГО), общей площадью 120,2 кв. м, адрес объекта: Тюменская область, Тобольский район, деревня Подрезова, ЛПДС "Сетово", 18, строение 8, не принималось.
Кроме того, в период утверждения плана приватизации государственного предприятия - Производственного объединения магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири действовал пункт 2 раздела 3 Приложения N 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), согласно которому к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, относятся защищённые рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, исходя из того, что в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, запрещена приватизация защищённых объектов органов государственного управления, защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно пункту 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищённых сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны.
С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Допустимых доказательств того, что спорный объект не относится к объектам, поименованным в пункте 2 раздела 3 Приложения N 1 Постановления N 3020-1 и пункте 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, ответчиком в материалы настоящего дела не представлено.
Судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что план приватизации государственного предприятия - Производственного объединения магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири дополнен актом от 13.12.2001, в который включено спорное строение, после утверждения Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
Поскольку приватизация защитных сооружений запрещена в силу прямого указания закона, включение объекта гражданской обороны в план приватизации и последующая регистрация права собственности ОАО "Сибнефтепровод" неправомерны.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению применительно к пункту 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
С учётом изложенного нельзя признать состоятельными доводы заявителя, так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оценённых судами первой и апелляционной инстанций, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.04.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 16.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-3063/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Есиков |
Судьи |
Е.А. Каранкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что план приватизации государственного предприятия - Производственного объединения магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири дополнен актом от 13.12.2001, в который включено спорное строение, после утверждения Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
Поскольку приватизация защитных сооружений запрещена в силу прямого указания закона, включение объекта гражданской обороны в план приватизации и последующая регистрация права собственности ОАО "Сибнефтепровод" неправомерны.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению применительно к пункту 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 декабря 2013 г. N Ф04-7028/13 по делу N А70-3063/2013